Иные финансы – иная жизнь
В нынешнем году в Москве стартовал пилотный проект в сфере развития общего образования. Вначале в нем участвовало 125 школ, затем их число «доросло» до 259. Вскоре желание присоединиться к проекту выразили еще 724 учебных заведения. С октября в нем участвуют уже 983 школы, т. е. больше половины школ столицы.
В рамках проекта в образовательных учреждениях Москвы ввели новое – нормативно-подушевое – финансирование, причем по единой ставке. При таком финансировании зарплата педагогов, а также бюджетные вливания в каждую конкретную школу зависят от числа учеников и их результатов на экзаменах. С введением данной системы уровень финансового благополучия школ перестает зависеть от решения отдельных чиновников.
По мнению властей, новый принцип финансирования позволит поднять среднюю зарплату учителя на 25-30%. По словам руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины, уже сейчас «в большинстве школ зарплата повысилась на 8-10%, иногда – на 15%. Есть и такие, где зарплата выросла на 30%». По мнению главы департамента, «сегодня видно, что каждый ученик школе дорог не только как человек, но и как характеристика учебного учреждения.
В результате школы, которые раньше родители не жаловали из-за низкого финансирования, с 1 сентября увеличили число первоклассников. У родителей повысился интерес к этим учебным заведениям. В то же время повысился интерес к работе у самих педагогических коллективов – у них появился материальный стимул. По сравнению с мартом в сентябре зарплата в пилотных школах выросла с 8 до 18%, а местами даже до 30%. Учителя стали больше стремиться повышать свою квалификацию. Нам удалось договориться с некоторыми вузами Москвы об открытии магистратур для школьных педагогов. Первыми желающими пройти учебу стали директора школ, входящих в пилотный проект».
Накануне реализации проекта высказывались опасения, что директора школ теперь будут рассчитывать зарплату, исходя из личных предпочтений. Но департамент заверил: такого не будет. Во-первых, зарплата директора теперь напрямую зависит от средней зарплаты педагога и не может превышать ее больше чем в три раза. Во-вторых, рассчитывать доходы педагогов будет не администрация, а коллектив школы с управляющим советом. Исаак Калина отметил, что в данном вопросе «принимает решение не только директор, но и весь коллектив при участии профсоюза, общественного совета. Никакой абсолютной власти у директора не должно быть». Он назвал очень важным то, что школы пошли по пути государственного общественного управления. В учебных заведениях стали создавать управляющие советы, куда вошли не только педагоги, но и родители.
«Я рад, что сегодня нам не нужно административно командовать школами, добавлять или урезать им финансирование, – сказал глава департамента. – Это теперь не от нас зависит, а от самих школ, от качества их работы, от того, насколько они интересны московским семьям. Есть ученики – есть деньги, нет – нужно повышать уровень школы. И хорошо, что сегодня в коридорах департамента нет такой известной картины, когда сидят в очереди руководители учреждений, чтобы договориться о каком-то особом финансировании, об особом штатном расписании. Новые нормативы финансирования и возможность самостоятельно решать, куда тратить выделяемые из бюджета средства, сегодня позволяют школам нормально работать без каких-либо дополнительных вливаний».