Портал городских новостей

Пламень и нега Востока

14:18 29 сентября 2017 104
«Жены Гирея». К.П. Брюллов. Середина XIX века

«Жены Гирея». К.П. Брюллов. Середина XIX века
Фото: Всероссийский музей А.С. Пушкина

Новая выставка расскажет о турецкой теме в русской культуре 1760–1840-е.

11 октября в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка, посвященная «турецкому стилю» (тюркери) в русском искусстве. В экспозиции представлены более пятисот редких экспонатов из двадцати пяти собраний ведущих российских музеев, библиотек и частных коллекций. Многие произведения будут продемонстрированы впервые.

По словам генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Елизаветы Фокиной, новый выставочный проект подарит зрителям удивительную возможность увидеть культурное многообразие востока, созданное прекрасными русскими мастерами.

Государственный Русский музей
«Константинополь». А. Корсаков, 1848 год

Наиболее яркие  проявления одного из направлений ориентализма – тюркери-  в русской культуре связаны с периодом правления Екатерины II и эпохой расцвета русского романтизма первой половины XIX века. Это и определило хронологические рамки проекта, который позволит современному зрителю впервые увидеть, каким образом события реальной истории привели к страстному увлечению турецкими мотивами в русской культуре, оформившемуся во второй половине XVIII века в собственную версию ориентализма.

В  отличие от чисто декоративного и развлекательного европейского варианта, русский «восточный вкус» в его турецкой версии приобретает серьезный символический смысл в связи с  русско-турецкими войнами и планами Екатерины II по освобождению Константинополя от Османской империи. Россия знакомилась с новой для нее с культурой и искусством не только в ходе военных кампаний, но и благодаря художникам, входящим в состав дипломатических миссий. На основе зарисовок Ивана Данилова и Григория Сергеева во время их пребывания в Турции в составе посольств князя Николая Репнина в 1775 году и Михаила Кутузова в 1793 году были созданы гравюры, на которых был запечатлен образ неведомой прежде земли. Также на выставке можно увидеть уникальные листы из коллекции Михаила Ларионова — серии "турецких типов" из популярных европейских изданий конца XVII - первой половиныXIX, посвященных путешествиям в Османскую империю.

сейчас в собрании ГТГ
«Танец дервиша» из собрания, гравюр М. Ларионова

На экспозиции будут представлены живопись, графика, декоративное искусство, проекты архитектурных построек, декорации театральных постановок и даже игральные карты. У каждого из разделов выставки — своя тема. Так, зал "Живописный Константинополь" впервые соединяет вместе произведения русских художников, созданные под впечатлением от путешествий в столицу Оттоманской Порты, и великолепные образцы восточных редкостей, которые были привезены в Россию из Турции, из собрания Музеев Московского Кремля, - драгоценную панагею, часы, украшенные алмазами, и саблю турецкой работы из собрания "Оружейной палаты".

Раздел «Восточная Аркадия. Путешествие по Тавриде» — это виды городов и крепостей, дворцов и усадеб Крыма эпохи романтизма, созданные художниками и архитекторами Г. Сергеевым, Х. Гейслером, К. Боссоли, Дж. Кваренги, Н. Чернецовым, Ж. Мевиллем, Ф. Боденом, И. Айвазовски и сохраняющие восточный колорит этих мест. Посетителей зала ждет неожиданный сюрприз - инсталляция известного петербургского художника Юрия Молодковца в виде проекции черно-белых фотографий, сделанных  в этом году в тех же самых местах Южного берега Крыма, которые изображены на полотнах и в графике первой половины XIX века. Съемка была осуществлена в рамках проекта.

ГРМ
«Турчанка», К. Брюллов. 1840-е

В зале «Роскошь и нега Востока» зритель погрузится в фантазии в духе сказок «Тысячи и одной ночи». Впервые в контексте русского ориентализма будет «рассказана» история поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Центральный экспонат этого раздела — полотно «Жены Гирея» Карла Брюллова из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина (знаменитая Мойка 12).

В разделах «Русский корпус на Босфоре» и «Есть упоение в бою» — редкие образцы различных видов оружия и произведения искусства в батальном жанре, отражающие события русско-турецких войн конца XVIII – первой четверти XIX века.

Представление о том, насколько стиль тюркери был популярен с конца XVIII века в России дают разделы «Кейф по-турецки» и «Мода à la turque», где представлены турецкие ткани и ковры, восточное оружие и керамика, кальяны и трубки, шали и портреты дам в тюрбанах.

ГТГ
«Интерьер», Николай Жерен, 1830

Тема выставки «Пламень и нега Востока» имеет непосредственное отношение к Царицыну. История строительства дворцово-паркового ансамбля связана с торжествами, устроенными летом 1775 года в Москве по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Архитектор Баженов, который занимался оформлением этого грандиозного праздника на Ходынском поле, уже в следующем году получил от Екатерины II заказ на строительство резиденции в Царицыне, ее новом владении. В итоге некоторые баженовские постройки архитектурного ансамбля Царицыно напоминают бутафорские «турецкие» павильоны Ходынки — их можно увидеть в разделе «Театр истории. Век Екатерины» на рисунках Матвея Казакова, ученика Баженова.

ГРМ, ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»
Кружка с крышкой, Завод Гарднера. Конец XVIII века

Новая выставка продолжает серию проектов «Царицыно», посвященных взаимоотношениям России со странами Востока — «Панорама империй: Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток», «Кавказский словарь», «Воображаемый Восток. Китай по-русски. XVIII – начало ХХ века».

Кураторы выставки: кандидат искусствоведения Ольга Соснина, историк А.М. Валькович.

Дизайнер – Юлия Наполова

Выставка работает в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» 11 октября 2017 – 14 января 2018

Новости СМИ2

Загрузка...
Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров