Пятница, 15 декабря, 09:12
Туман + 1°
По словам Николая Губенко, создавая работы про исторических личностей, он опирается только на правду

Николай Губенко: «При постановке «Нечистой силы» по Пикулю мой единственный ориентир – историческая правда»

Фото: предоставлено пресс-службой театра "Содружество актеров Таганки"
"Содружеству актеров Таганки" - 25 лет. Свой юбилейный сезон театр отмечает постановкой масштабного спектакля по роману Валентина Пикуля "Нечистая сила", в которой будет задействована вся труппа.

Премьера запланирована на декабрь. О том, как идет работа над спектаклем, корреспонденту «ВМ» рассказал художественный руководитель театра, Народной артист РСФСР Николай Губенко.

- Николай Николаевич, вы ведь собирались поставить спектакль по произведению Блока "12", но в результате обратились к роману Пикуля "Нечистая сила". Объясните, пожалуйста, свой выбор?

- К сожалению, открыл для себя творчество Валентина Пикуля довольно поздно. А когда, прочитав роман "Нечистая сила", увидел, что его литература опирается на историческую правду, на документы, на хронику, свидетельства очевидцев, захотел перенести на сцену многообразие персонажей, картину мощного исторического потрясения для России перед Октябрьской революцией. Сразу скажу, что реализовать эту инсценировку, которую я написал, крайне трудно. 101 персонаж, порядка 400 костюмов. К тому же в этом спектакле совмещается сразу несколько видов искусств: театр, художественное кино, документально-хроникальные кадры, живопись, музыка. Я очень люблю те искусства, о которых только что сказал, и пытаюсь призвать их на помощь при реализации замысла. Мы начали работу с поиска хроники и документов. Большая часть хроники найдена и уже смонтирована.

- Собираетесь также применить свой опыт кинорежиссера?

- Каждый художник пытается применить все знания, умения, наработки и личный опыт. Такого мощного, исторического, правдивого замысла я еще не реализовывал.

- Поделитесь, пожалуйста, своим видением личности Николая II.

- Мое личное отношение к Николаю Кровавому, из-за правления которого России понесла гигантское количество жертв, не может быть иным как к любому историческому персонажу: честным, правдивым и объективным. Но главное - театр подходит ко всем персонажам с одной меркой - человеческой. Никого не буду чернить, никого не буду белить. Единственный ориентир – историческая правда.

- Во время работы над спектаклем, что открылось вам совершенно новое в истории этого периода? Что для вас стало откровением?

- Личные отношения Николая II, Александры Федоровны и Распутина. Хотим мы того или нет, но Распутин имел колоссальное влияние на последние годы правления Николая II. Распутин принимал приватные решения вместе с Александрой Федоровной касательно государственных вопросов. Когда неграмотный мужик, какими бы способностями врачевания он ни обладал, оказывает такое сильное воздействие на первых лиц государства, это чревато теми последствиями, которые привели страну к Октябрьской революции.

- Роман называется "Нечистая сила". Будет ли отражена бесовщина, одолевшая Россию в начале 20 века, в вашей постановке? С одной стороны, была "нечистая сила" Распутина, с другой стороны, мистицизм и спиритизм высшей аристократии, включая князя Юсупова, с третьей стороны, атеизм большевиков.

- Бесовщина не подчиняется диагностике и носит медицинский характер. Недавно по телевизору видел репортаж о священнослужителях, изгоняющих бесов из людей. Извините, я в это не верю. На мой взгляд, "бесовщина" - психиатрическое отклонение. Одержимые нуждаются в лечении и в ограждении от общества. Что касается культа Распутина, то очень многие деятели способствовали его возникновению. Сам я - атеист.

- Николай Николаевич, театру «Содружество актеров Таганки» в этом году - 25 лет. Какое у вас настроение в начале театрального сезона. По какому принципу функционирует ваш театр?

- Настроение - бодрое. Далее в поговорке "…идем ко дну!" Но наш театр не идет ко дну, потому что наш театр - общий дом, одна семья и все, что связано с семьей. Семья может доставлять радость, может огорчать.

- Для вас больше важны профессиональные качества актеров, или же человеческие?

- В равной мере и те, и другие. Доминанта - трудолюбие. В нашем театре нет бездарных актеров. У нас есть ленивые артисты, которые зарабатывают на стороне для того, чтобы прокормить семью. Они не виноваты. Я называю их "ленивыми", потому что они ищут быстрый заработок. А театр - это постоянный труд - утром репетиция, вечером спектакль. И так всю жизнь. Не можешь или не хочешь - уходи из театра. В свое время я совмещал театр, кино, режиссуру и учебу. Но когда поступил учиться во ВГИК на режиссерский факультет (а до этого окончил актерский факультет ВГИКа), ушел из театра на Таганке. В нашей профессии надо делать выбор и главному отдавать предпочтение. Сегодня я отдаю приоритет – театру «Содружество актеров Таганки».

- В вашем театре ставят молодые режиссеры, и все их работы очень достойные. Но их спектакли не выдвигаются на национальные театральные премии, и зритель о них мало знает. Почему так происходит?

- Мария Федосова - талантливый режиссер, входящий, на мой взгляд, в пятерку лучших режиссеров Москвы. Но ее мало кто знает, потому что театр «Содружество актеров Таганки" в прессе почти не представлен. О нас мало пишут. "Вечерняя Москва" - исключение. Так называемая демократическая пресса считает, что наш театр идет по пути советского театра, а я считаю, что мы соблюдаем традиции русского психологического театра с остротой нынешнего исторического момента.

- Какие именно традиции вы сохраняете?

- Содержательность, эмоциональность, сердечные затраты, плюс актуальность, - эти четыре ипостаси, которыми мы руководствуемся.

- Кто для вас пример для подражания?

- Безусловный авторитет - Георгий Александрович Товстоногов. Для меня лучший театр всех времен и народов - БДТ под руководством Товстоногова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Собянин: Ремонт Театра на Таганке завершен к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова

В рамках своего визита мэр открыл новый интерактивный музей, который посвящен театральному режиссеру Юрию Любимову. Центральным элементом нового музея стал кабинет режиссера. В нем представлены мемориальные экспонаты: мебель, фортепиано, настольные лампы, гитара Владимира Высоцкого, книги Любимова, а также стены кабинета, расписанные от пола до потолка автографами Андрея Вознесенского, Андрея Тарковского, Артура Миллера, Лоуренса Оливье и многих других. (далее..)

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Реклама

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости партнеров