Владимир Путин и будущее
Очередной день рождения президент встречает с рейтингом одобрения, которому позавидует любой современный правитель. Во всяком случае, из тех стран, где такие рейтинги меряют и привыкли ориентироваться на мнение избирателей. Более того, более двух третей россиян хотят, чтобы Путин и дальше продолжал руководить страной. Однако он не спешит объявлять о том, что вступает в избирательную кампанию. Можно предположить, что не спешит, прежде всего, потому, что хочет вступить в эту кампанию не просто по инерции на волне всенародной популярности, а осмысленно. У четвертого президентского срока должен быть ясный и понятный людям , как говорят, «месседж». С чем Владимир Путин пойдет на новый срок? Или, следуя «легенде» о непредсказуемости его политических шагов, не пойдет? Как-то не верится.
Его критики уже не первый год талдычат, что, мол, непонятно, какого нового импульса правлению нынешнего президента стоит ожидать на очередном избирательном цикле. Но он всякий раз оказывался дальновиднее своих «толкователей». И каждый его президентский срок отличался от предыдущего, находились новые силы, импульсы и смыслы. И все это – без масштабных кадровых чисток, без микро- и макро-революций в элитах, без громогласных постановлений о некоем «новом курсе», прямо начиная с ближайшего понедельника. Путин, конечно, консерватор, а не революционер. И слава богу, как говорится.
Восстановление управляемости страной в первые годы правления сочеталось с проведением важных, хотя и негромких реформ, придавших импульс развитию экономики страны на первое десятилетие ХХI века. Наверное, его по праву можно назвать «золотым», - никогда еще, пожалуй, в истории России благосостояние ее граждан не росло таким темпами в столь короткое время. И дело не только в высоких ценах на нефть.
Помню, за год-два до президентских выборов 2012 года многие, в том числе ранее поработавшие в администрации Путина, глубокомысленно рассуждали, подводя «идейную основу» под второй срок Медведева, о том, что, мол, незачем Путину возвращаться в Кремль. Нету, мол, этого самого «месседжа» третьего срока. Однако решение было такое им принято, хотя уверен, что предопределенности в 2008 году, жесткой договоренности на сей счет между ним и Медведевым не было. Но к 2011 году возникло ощущение, что «что-то пошло не так». Особенно на фоне «арабской весны» и прочей «цветной заразы». Которую понятно кто сеет по миру. Путин об этом без обиняков сказал еще на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. За семь лет до украинского «майдана». «Только нам еще очередной горбачевщины не хватало», знаю, шептали многие конфиденты Путину в начале 2011 года. И он с ними, видимо, согласился.
А подготовка к «майдану» в соседней стране, про которую еще старик Бжезинский (царство ему небесное) говорил, что она имеет ключевое значение для самой России, шла своим чередом. Вот вам и смысл третьего срока получился. Крым – наш! Суровые разборки с Западом, санкции и контрсанкции. И в то же время – ощущение, что надо двигаться вперед, что тот, кто стоит на месте – отстает. Путин начал перестановки на губернаторском и отчасти уже министерском уровне. Делает ставку на молодых и, как раньше говорили, «перспективных». Тех, кто показал способность мыслить по-новому. Технократизм видится главным лекарством от застоя. Он встречается с молодежью, пытаясь в блеске молодых глаз уловить тот самый образ будущего. Сначала до середины 2020-х. И сам старается держаться в форме. В такой, в какой вообще-то политики на покой не уходят. И почему-то кажется, что он опять что-нибудь придумает.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции