Архитектурные решения помогают учить по-новому
По словам профессора кафедры «Архитектура жилых зданий» Московского архитектурного института Алексея Воронцова, технологические задания к строительству школ сильно поменялись за последние несколько лет.
— Если раньше была только одна система обучения — фронтальная, то есть лицом к доске, то сейчас их уже три: фронтальная, групповая и смешанная, — рассказал Воронцов.
Новые требования под стремительно меняющиеся образовательные технологии и методики были утверждены правительством страны еще в 2015 году. Это так называемый проект «Школа 2025», рассчитанный до 2025 года, который включает в себя и создание комфортабельных школ, и обеспечение односменного режима обучения.
Новые требования диктуют и правила для архитекторов.
Потребности у школьников ведь тоже изменились, и теперь им необходимо больше пространства для творчества и самореализации. Так, эксперты отмечают, что в старых школах были узкие коридоры, а в новых — просторные и широкие. В них и на диване отдохнуть можно, и в настольный теннис поиграть.
— И эти требования влияют прежде всего на размер класса, — говорит Воронцов.
Так, если ребенок учится по фронтальной системе, то на него приходится 2,5 метра, по групповой — 3,5 метра.
Одним из примеров стала самая большая школа в России на 2100 мест, которую открыли в этом году в Некрасовке.
Большие пространства, светлые помещения, благоустроенные школьные площадки — все это должно сделать учебу еще более комфортной.
По новым стандартам строятся и другие новые школы Москвы. И если их легко привести под современные требования, то внести изменения в старые школы гораздо сложнее.
— Внутренняя структура этих зданий построена на системе несущих панелей, и сделать перепланировку практически невозможно, — рассказывает руководитель архитектурной мастерской Научно-исследовательского института проектирования Татьяна Пятницкая. — Именно поэтому классы в таких школах небольшие, и рассчитаны они были по старым нормам — 1,4 метра на учащегося.
По мнению Пятницкой, если использовать эти типовые проекты строительства для новых зданий, то количество учащихся должно быть уменьшено. Но суть проекта «Школа 2025» в том, чтобы все дети учились в первую смену. Таким образом, этот вариант решения проблемы маловероятен. Расширить пространство для детей в старых зданиях нельзя, но улучшить его — возможно.
— Обычно школьный завхоз перед летним ремонтом определяет критичные места, и их за лето устраняют, — рассказала замруководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова. — Мы же предлагаем в рамках планового ремонта трансформировать среду и приблизить ее к современной системе образования.
Выходя из обычной школы, дети видят совершенно другой дизайн вокруг себя.
А возвращаясь в нее обратно, они попадают в прошлый век, считает Логутова.
— И это влияет на мотивацию идти в школу, — добавляет она.
Более того, старая школа не может научить тем навыкам, которые востребованы сейчас.
— Можно учиться также хорошо, как ваша бабушка, но трудоустраиваться будет не она, а ваши дети, — уверена Логутова.
Задачу по отказу от учебы во вторую и третью смены предложил член Союза московских архитекторов Виталий Крюков. По его словам, необходимы новые архитектурные решения, и это могут быть тоже типовые проекты, которые будут легко подстраиваться под нужды конкретной школы.
— Такой подход, на мой взгляд, позволит строить новые школы быстро, потому что уже будет заложена основа проекта, качественно, потому что система будет отработана, и с учетом индивидуальных особенностей места, где появится это здание, — считает Крюков.
Какими будут новые школы, решат эксперты. Но мнение учителей, родителей и школьников тоже спросят. Ведь не архитекторам потом в ней преподавать и учиться, а педагогам и детям, для которых школа должна стать вторым домом.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!