Портал городских новостей

В столице открылась выставка работ Сергея Прокудина-Горского

22:47 12 октября 2017 111
Фотопластинки Сергея Прокудина-Горского

Фотопластинки Сергея Прокудина-Горского
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

На выставке в Музее современной истории России, посвященной известному российскому изобретателю и фотолетописцу России Сергею Прокудину-Горскому, впервые демонстрируется фотография самого мастера за работой - с фотокамерой и... его постоянным ассистентом, неизвестным ранее соавтором его фотографий, москвичом Николаем Селивановым.

Прокудин-Горский в 1905 году взял молодого москвича - сына крестьянки Татьяны Селивановой, к себе в ученики - сроком на три года. Но помощник, несмотря на скромное образование в три класса, оказался настолько прилежен и исполнителен, что помогал изобретателю до 1918 года. Внучка Николая Селиванова, Ирина Эпштейн, извлекла из своего архива договор между Прокудиным-Горским и Селивановой, а также предоставила несколько уникальный фотографий, не публиковавшихся прежде. На одной из них запечатлен сам Прокудин-Горский с Николаем Селивановым во время фотографирования в 1905 году.

Архив внучки Николая Селиванова, Ирины Эпштейн
1905 год. Сергей Прокудин-Горский с камерой и с юным помощником - москвичом Николаем Селивановым

Сергей Прокудин-Горский научился процессу цветного фотографирования у немецкого профессора Адольфа Мете. По заказу профессора краснодеревщик Вильгельм Бермполь из Берлина модифицировал фотокамеру для получения цветных снимков. Для этого он сконструировал специальные кассеты с тремя цветными светофильтрами - красным, синим и зеленым, рассчитанными на три фотопластинки. Фотограф по очереди снимал на каждую фотопластинку через светофильтр - причем снимки располагались вертикально и опускались вниз под собственной тяжестью.

Все это сильно увеличивало время съемки - каждый сюжет надо было снять три раза, причем довольно быстро, чтобы объекты на снимке оставались на своих местах. После съемки все три снимка либо проецировались на экран, давая полноцветное изображение, либо печатались на бумаге по так называемому методу автотипии или "трехцветному карбо".

Из архива семьи Сергея Прокудина-Горского
Сын Сергея Прокудина-Горского, Михаил, и Николай Селиванов во время катания на лодке

Сергей Прокудин-Горский сумел сделать черно-белые фотопластинки одинаково чувствительными ко всем слоям спектра , что не удавалось до него никому, и поэтому его снимки выглядят так современно - именно из-за прекрасного цвета. Несколько ранее цветную фотографию изобрели братья Люмьеры, однако качество цветных снимков, полученных ими, было значительно хуже, чем у нашего соотечественника.

Прелесть снимков Прокудина-Горского была именно в великолепных цветах и возможности тиражирования их типографским способом - еще при жизни фотографа было выпущено множество открыток с его фотографиями. Самый известный снимок Прокудина-Горского в России - портрет Льва Толстого, снятого сидящим в деревянном кресле в Ясной Поляне.

Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"
Трехкадровые негативные и позитивные пластинки, выполненные Прокудиным-Горским

Фотографу покровительствовал сам царь Николай Второй, который сам был фотографом-любителем. Самодержец позировал фотографу и поддержал в прекрасном начинании - объездить всю Российскую империю и запечатлеть ее в цвете. Фотографу выделили автомобиль, железнодорожный вагон и даже пароход! Революция помешала дальнейшему развитию идей Прокудина-Горского - он эмигрировал сперва в Норвегию, затем во Францию, где сотрудничал с Люмьерами. Умер Прокудин-Горский в Париже, в 1944 году, вскоре после освобождения его от фашистской оккупации.

После смерти Прокудина-Горского семья продала весь его фотоархив Библиотеке конгресса США, где он пролежал в безвестности почти 50 лет. Странные трехкадровые снимки просто бережно сохранялись при температуре 18 градусов и невысокой влажности и дожили до цифровой эпохи, когда их уже можно было легко отсканировать и совместить все три цвета в фотошопе и получить снова полноцветное изображение, которое из-за давности стало только еще ценнее. И именно часть этих фотографий и экспонируется в Музее современной истории России, в маленькой зале на третьем этаже.

Портрет Льва Толстого, снятый Сергеем Прокудиным-Горским

Для большего антуража организаторы выставили и два старинных фотоаппарата фирмы "Кодак" - но к творчеству фотографа они не имеют отношения, разве что выпускались в начале 1900-х годов. Зато в зале есть экран, где показывается сорокаминутный фильм о самом фотографе и удивительной его коллекции, пережившей две мировые войны, революции и снова показывающей нам, как прекрасна была наша Россия в цвете более ста лет назад. Но сесть к телевизору надо как можно ближе - звук очень тихий.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Теги:

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров