Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Король комедии

Развлечения
Михаил Пуговкин в 1979 году на съемках фильма «Ах, водевиль, водевиль...»
Михаил Пуговкин в 1979 году на съемках фильма «Ах, водевиль, водевиль...» / Малышев Николай /Фотохроника ТАСС
Его судьба могла бы стать основой для увлекательного фильма — столько в ней было неожиданных поворотов... У мальчишки из Чухломы не было ни одного шанса стать звездой советского кинематографа, но звезды сложились иначе.

50 лет назад на экраны вышла музыкальная комедия Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Незатейливый сюжет, музыка Бориса Александрова и целый сонм блестящих советских актеров: от Людмилы Алфимовой и Владимира Самойлова до Евгения Лебедева и Михаила Пуговкина. Ни для кого из них этот фильм не был первым, но для всех стал удачным.

...Михаил Пуговкин родился в глухой костромской деревне, окончил только три класса сельской школы, которая располагалась в 40 километрах от его родных Рамешек (ныне — Чухломской район Костромской области. — «ВМ»).

Предвоенное время было трудное, отец выпивал, и уже в 13 лет, накинув себе три года, Михаил устроился учеником электромонтера на завод, где, думалось ему, будет работать до скончания дней. А в итоге Пуговкин стал народным артистом СССР, всеобщим любимцем, «королем комедии». Такое гордое звание присвоили ему в 1996 году коллеги на кинофестивале в Адлере, где и я был, мед-пиво с Михаилом Ивановичем пил.

Тогда в неспешных застольных беседах он и поведал мне о своей бурной жизни.

О полуголодном деревенском детстве, которое скрашивала игра на гармошке на свадьбах, за что сердобольные односельчане одаривали Миньку нехитрыми харчами. О переезде семьи в Москву, о комнатке в перенаселенной московской коммуналке, в которой их приютила сердобольная родственница. О драмкружке, который он посещал после рабочих смен, о первых съемках в кино, прерванных войной… Как и все его поколение, 18-летний Михаил Пуговкин в первые дни войны добровольцем ушел на фронт.

В октябре 1942 года под Ворошиловградом был тяжело ранен в ногу, которую врачи, опасаясь гангрены, хотели ампутировать, но он, придя в сознание, умолил не делать этого. Ногу удалось спасти, Пуговкина, как инвалида войны, комиссовали из армии. Прихрамывая, он смог вернуться к актерской профессии, хотя больная нога давала о себе знать до конца жизни, и только немногие посвященные знали, чего стоят ему лихие пляски в фильмах «Свадьба» и «Свадьба в Малиновке».

О своих горестях и заботах Михаил Иванович, впрочем, распространяться не любил. После Адлера мы встречались с ним не раз — и на фестивалях, и в его московской квартире в районе станции метро «Сокольники», и я могу с уверенностью сказать, что он был легким человеком. Не легкомысленным, но именно легким. Неизменно бывал в хорошем расположении духа, шутил, осыпал знакомых и незнакомых людей комплиментами, его широкое лицо («не лицо, а целая кинобудка», — говорил он о себе) всегда озаряла улыбка.

 Михаил Пуговкин (Яшка ) с Тамарой Носовой (Комариха) в музыкальной комедии 1967 года «Свадьба в Малиновке»  Михаил Пуговкин (Яшка ) с Тамарой Носовой (Комариха) в музыкальной комедии 1967 года «Свадьба в Малиновке»  / Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Он не был записным остряком, не сыпал анекдотами, его юмор был живым, спонтанным, ненавязчивым и всегда добрым.

— Юмор в принципе — дело лег кое, простое, незамысловатое, — говорил он мне в канун своего 80-летия. — Сказал — и пошел дальше. А сегодня в юморе стало больше злости, сарказма. Я бы не хотел стать объектом такого, с позволения сказать, юмора. Ну, а сам я смеюсь сегодня исключительно над собой.

Не знаю, как выгляжу со стороны, но мои сверстники в американском кино играют банкиров, крупных мафиози, даже пылких любовников, а мне тут как-то предложили роль очередного пьяного дворника.

Я со смехом отказался: зачем снова играть то, что прискучило мне еще 40 лет назад? На счету Пуговкина значится более ста ролей в кино, но он признавался мне, что считает себя нереа лиз ованным актером. В юности блестяще сыграл на сцене Мармеладова в «Преступлении и наказании», педагоги тогда предрекали ему славу в фильмах по Достоевскому. С Достоевским, по иронии судьбы, он больше так и не встретился, а его постоянной спутницей стала ветреная комедия.

Хотя он считал себя не комиком, а «характерным актером с комедийным уклоном». Пуговкин сыграл подряд в шести легендарных фильмах Леонида Гайдая, в которых сполна проявился его легкий, искристый комедийный дар. В какойто момент, правда, они с Леонидом Иовичем устали друг от друга, и актер уклонился от седьмого предложения, о чем, впрочем, под конец жизни жалел.

— Фильмы Гайдая — это был мой высший творческий взлет, — признавался мне Михаил Иванович. — Правда, это лишь сегодня все стали понимать. А тогда говорили: как вы можете сниматься у Гайдая, это же юмор ниже пояса. Я отвечал с улыбкой: это смотря где пояс носить… Зрителям казалось, что смешные гэги, веселые экранные шутки и прибаутки рождаются у актера легко, слетают с языка сами собою, в действительности Михаил Иванович всегда долго и тщательно готовился к роли, даже самой крошечной. Подобно чеховскому Тригорину, носил с собой заветную тетрадочку, куда скрупулезно заносил свои соображения о будущем фильме, о своей роли, придумывал для героев смешные фразы, словечки. «Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моем сердце», «Скуки больше не будет. Мы ее — бац! Бац! И мимо», — эти и многие другие словесные жемчужины придумали не сценаристы, а он сам. Вынь их из фильма «Свадьба в Малиновке» — и роли не будет. Подобными остроумными перлами он украшал свои роли в фильмах «Девчата», «Операция «Ы», не зря они потом с экрана пошли в народ.

 Михаил Пуговкин (Яшка ) с Тамарой Носовой (Комариха) в музыкальной комедии 1967 года «Свадьба в Малиновке»  Михаил Пуговкин (Яшка ) с Тамарой Носовой (Комариха) в музыкальной комедии 1967 года «Свадьба в Малиновке»  / Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Пуговкин гордился своим отнюдь не дворянским, а крестьянским происхождением, не чурался общения с простыми людьми, умел разговаривать с ними на одном языке. Простодушные зрители часто путают актера и его персонажей, мудрено ли, что Пуговкина, переигравшего огромное количество взяточников, казнокрадов, выпивох, часто по-свойски зазывали сообразить на троих.

— Если бы я принимал все приглашения выпить, — улыбаясь, рассказывал мне Михаил Иванович, — меня давно не было бы на этом свете. Как спасаюсь? А слово одно заветное знаю. Вот иду как-то по улице, а два тепленьких дружка уже давно и мучительно третьего ждут.

Засекли меня, обрадовались: «Михалыч, иди к нам!» Я подхожу и с достоинством так роняю: «Ребята, я в завязке». Один еще попытался меня поуговаривать, а другой ему веско так: «Не трогай Михалыча, он в завязке, это святое».

Грех скрывать: Пуговкин любил и умел выпить. Михаил Иванович без стеснения признавался мне в этом, специально оговариваясь, что он не пьяница, не алкоголик, а «широкий российский гуляка». И когда уходил в загул, то оплачивал все счета, всех угощал. Впрочем, эти кутежи чаще случались по молодости. Профессия, к которой Михаил Иванович относился очень серьезно, со временем поставила им заслон. Да и возраст, когда мы с ним познакомились, подступал основательный, тут было уже не до возлияний.

— Я делю человеческую жизнь, в том числе и свою, — говорил мне Михаил Иванович в одну из наших последних встреч, — на три периода. На безмятежную, бесшабашную молодость, когда мы себя без устали растрачиваем. На зрелую пору, когда приходит время «собирать камни», в том числе, увы, и в почках, я ведь почечник со стажем. И на неизбежную старость, которую, считаю, надо встречать достойно, с гордо поднятой головой. Для того чтобы красиво пройти финишную прямую, от человека требуются большие волевые усилия. Я включил в последние годы все остатки воли, какие у меня только есть. Я хожу прямо, я одеваюсь аккуратно, я не теряю присутствия духа, стараюсь шутить, улыбаться, и людям, вижу, это чертовски нравится. Они смотрят на меня и говорят: о, гляньте, Пуговкину уже далеко за.., а он в полном порядке, хоть это и не совсем соответствует действительности… Он уходил тяжело, долго болел. Пока появлялся на людях, сетовал, что его состояние здоровья колеблется вместе с неустойчивой московской погодой. Потом слег. За ним самоотверженно ухаживала, его покой оберегала Ирина Константиновна Лаврова — третья жена Пуговкина, с которой он прожил 17 последних лет своей жизни. Михаил Иванович никого не принимал, не хотел, чтобы его видели больным, немощным. Он хотел остаться в людской памяти веселым, остроумным, легким, с прямой спиной. И у него это получилось.

ОБ АВТОРЕ

Леонид Павлючик член Союза кинематографистов РФ, действительный член киноакадемии «Ника». Автор книг о людях кино.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.