Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Физики придумали, как хранить селедку и фарш дольше

Физики придумали, как хранить селедку и фарш дольше
Методика ученых подойдет как для открытых, так и для запакованных продуктов / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Ученые из Обнинска заметили, что гамма-излучение может продлить «жизнь» мяса сельди или другой рыбы.

Российские ученые из Института ядерной физики СО РАН и Новосибирского государственного университета сообщили, что если облучить селедку и другие рыбные пресервы пучком электронов из ускорителя частиц, срок хранения увеличится в четыре раза, сообщается в статье научного журнала «Радиация и риск».

Отмечается, что образующиеся продукты радиолиза не отличаются от продуктов термической обработки консервов, поэтому процесс не страшнее обычного нагрева пищи.

- Важно и то, что энергия электронов в нашем ускорителе менее 10 МэВ, что исключает возникновение в продукте каких-либо радиоактивных изотопов, — рассказал руководитель Радиационного центра ИЯФ СО РАН и НГУ Александр Брязгин.

Эффект объясняется просто – ионизирующее излучение или сами элементарные частицы уничтожают микробы внутри и на поверхности пресервов. Таким образом микробы не могут разрушить органику в мясе рыбы. Чем интенсивнее пучок, тем больше гибнет микробов и дольше хранится продукт. В результате эксперимента над сельдью и другой рыбой срок хранения блюда увеличился с 10 до 45 суток.

Правда повышать интенсивность пучка бесконечно не выйдет – разрушатся и клетки самой рыбы, появится неприятный вкус или другие негативные последствия.

Отмечается, что пучок пробивает тонкий слой мяса, порядка 2,5 сантиметра в толщину - этого достаточно для обработки консервов.

Ученые говорят, что методика применима не только к открытой рыбе, но и для дезинфицирования запакованных продуктов, например фарша и мясных продуктов.

Технология, по мнению исследователей, может использоваться в гражданской промышленности и при изготовлении пайков для военнослужащих и космонавтов.