И рыба Лабарданс – апофеоз абсурда
Российский зритель знал разных «Ревизоров»: великий Гоголь создал комедию на все времена о пороках, разъедающих душу не одного поколения. В этом ряду вспоминается спектакль Сергея Арцибашева на той же «Покровке», поставленный в девяностые годы. Девочки модельной внешности в накрахмаленных белоснежных передничках приводили в порядок чиновников из высоких кабинетов после их очередной попойки в связи неожиданным приездом в городок начальства из Петербурга.
Фарсовый спектакль Геннадия Шапошникова — абсолютно иной, но тему продолжает. Проза Гоголя снова звучит сиюминутно, особенно на фоне разных избирательных кампаний последнего времени. А фитюлька-Хлестаков весьма забавно коррелирует с теми странными, непонятно откуда взявшимися персонажами, коих сегодня на политической арене немало. Персонажей, то напоминающих клоунов, то являющихся чьими-то отпрысками, возомнивших себя великими политиками.
Николай Васильевич Гоголь — основоположник абсурда в русской литературе, и этот абсурд в спектакле сочится из всех щелей. Абсурдно и поведение героев, проламывающих стены в желании выйти или войти в замкнутое пространство уездного городка. Абсурдно и само городское пространство, созданное художником Виктором Шилькротом, где в кирпичной кладке домов виднеются заделанные тяп-ляп дыры. Булыжные мостовые городка тоже «украшены» выщербленными лакунами.
Дыры — зияют и в умах обывателей. Особенно показательна в этом смысле сцена - аттракцион с вручением взяток заезжему начальству, в которой для каждого из персонажей режиссером найдена особая пластика и тактика.
Тут и подобострастно порхающий почтмейстер Шпекин (артист Владимир Щербаков), и мгновенно хрипнущий при начальстве смотритель училищ Хлопков (Валерий Ненашев), и ритмично приседающий «стукач», попечитель богоугодных заведений Земляника (Александр Борисов). Тут же вечно скандалящие сиамские близнецы -мелкопоместная шантропа Добчинский и Бобчинский (Дмитрий Олейник и Никита Кондратенко), взяточник-профессионал судья Ляпкин-Тяпкин (Михаил Сегенюк), и вечно пьяный, валяющийся где-то под столом уездный лекарь Гибнер (Сергей Ищенко). А как колоритен слаженный ансамбль «челом бьющий на городничего» купцов! Все - на одно лицо, бороды черные, как смоль – ни дать ни взять восточный рынок во всей красе во главе с купцом Абдулиным (Владимир Бадов).
Прекрасно и женское население города. Необыкновенно эффектна великая манипуляторша Анна Андреевна (Наталья Гребенкина), величественно читающая лекцию о нравственности своей дочери Марье Антоновне (Анна Махлина) в момент, когда разгорячённый открывающимися возможностями фитюлька - Хлестаков валяется у нее в ногах чуть ли не под юбками. Рядом - тараторящая без умолку слесарша Пошлепкина (Наталья Насташевская) с неизменным гигантским гаечным ключом в руках. Тут же - высеченная по ошибке, рьяно требующая материальной компенсации жена унтер-офицера (Вера Молчанова).
Особняком в этой блистательной актерской команде стоит фигура Городничего. Диапазон актера Евгения Булдакова, исполняющего роль, невероятен - двадцать лет назад он ярко сыграл роль Хлестакова. А его нынешний Городничий— мощный, хитрый управленец, попавший в неординарную ситуацию, не похожий ни на одного Антона Антоновича, виденного нами на сцене ранее.
Что касается самого Хлестакова, то этот шарнирно-гутаперчивый образ удачно создает подающий надежды студент 3 курса Щукинского училища Олег Тарасов.
Образ чиновника из Петербурга во многом делает и его окружение. Подчеркивая марионеточность фитюльки-Хлестакова в одной из сцен его пьяных разглагольствований, почтенное общество не только поддерживает его своими торсами, являя ими трон, но и двигает чиновничьими безвольными руками и ногами. Сами двигают, заметьте! Городничий даже возлагает непослушную благословляющую хлестаковскую руку на свою собственную, помутившуюся от страха, голову. Единственным человеком, не потерявшим разум во всем этом карнавале безумия является слуга Осип в точном исполнении Александра Сухинина.
Находок в новом спектакле Геннадия Шапошникова, как всегда – немеряно, и все работают на идею: с приездом Хлестакова жизнь городка встает с ног на голову, и абсурдность многих, замыленных глазу явлений обнажается во всей красе. Апофеозом дурдома является появление остова гигантской рыбы Лабарданс, настойчиво гоняющейся за рыбаком и пытающейся накинуть на него свою рыболовную сеть.
Над чем смеемся? Разумеется, над собой. Как все двести без малого лет, прошедшие с того самого момента, когда нижегородский генерал - губернатор Бутурлин принял за ревизора самого Александра Сергеевича Пушкина, прибывшего в Нижний для сбора материалов о пугачёвском бунте. Именно Александр Сергеевич и предложил Николаю Васильевичу написать веселую комедию о заезжем господине, сумевшем ловко облапошить патриархальный городок. История гласит, что Пушкин катался от смеха, когда Гоголь читал ему готовую пьесу.
«Театр на Покровке» сумел взглянуть по новому на старую «комедию ошибок», превратя ее в общественный фарс, в котором за уездным городком по прежнему читается вся Россия.
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!