Наши вертолетчики – лучшие на планете
В общем зачете победили россияне – наши авиаторы заняли первые 10 строчек финального рейтинга, вчистую обыграв лучших асов из других государств. Первенство торжественно завершилось в минувшее воскресенье зрелищными «вертолетными гонками». Праздник не испортила даже на редкость неприятная погода: с раннего утра небо над летным полем было затянуто сплошными тучами, накрапывал дождь.
Для человека непосвященного, последний этап соревнований – что-то из ряда вон выходящее. Легкие спортивные вертолеты стартуют попарно, у каждого под днищем на восьмиметровом тросе подвешен тяжелый буй. Задача пилота и штурмана провести на скорости этот буй через 11 пар ворот: шесть в одну сторону, пять в обратную. Со стороны напоминает горнолыжный слалом: «вертушки», закладывая умопомрачительные виражи, носятся от точки к точке, стараясь попасть болтающимся грузом точно в ворота, которые представляют из себя две жердочки, воткнутые в землю на расстоянии не больше полутора метров друг от друга. Промахнулся мимо – получай 10 секунд штрафа. Но самое сложное – на финише. Этот самый буй штурман вертолета должен аккуратно сбросить в бочку с узкой горловиной.
- Победа в этом соревновании на общий зачет не влияет, но посмотреть есть на что, - рассказал «Вечерке» россиянин Николай Буров, штурман вертолета R-44 и золотой призер чемпионата. – «Вертолетные гонки» - своеобразное подведение итогов. В течение 3 дней мы соревновались в 4 разных дисциплинах. Сначала состязались в навигации – за 5 минут до вылета прокладывали 90-километровый маршрут, проходили его на скорость. Затем был этап по перевозки грузов, в ходе которого пилоты сбрасывали грузы в несколько контейнеров, установленных на земле. Диаметр контейнера – 50 сантиметров. Попробуй попади! Следом был сложнейший слалом. Вертолетчики зачерпывали полное ведро воды и на тросе проводили его через 12 ворот. Финальная задача – поставить ведро на стол, не расплескав. Ну а завершился чемпионат фристайлом – индивидуальной демонстрацией высшего пилотажа. По результатам всех этапов мы с пилотом Александром Жупериным заняли первое место. «Серебро» и «Бронзу» тоже взяли наши ребята.
Хоть результаты состязаний уже известны, на «вертолетных гонках» никто не расслабляется. Винтокрылые машины стартуют попарно и стараются обогнать соперника на сложной дистанции. Штурманы чуть ли не по пояс высовываются из кабин и рукой корректируют движение троса. Зрелище не для слабонервных!
- Под конец дистанции рука просто отваливается, - усмехается штурман белорусского экипажа Антон Данченко. – Вдобавок мешал резкий боковой ветер – трос раскачивался очень сильно. Собственно, он нас и погубил – мы набрали слишком много штрафных секунд и не прошли в четвертьфинал.
«Вертолетные гонки» завершаются зрелищным финальным поединком между летчиками-спортсменами Максимом Сотниковым и Олегом Пуоджюкасом на легком вертолете «Робинзон» и пилотами армейской авиации Алексеем Майоровым и Сергеем Костиным на военном Ми-2. С отрывом буквально в две секунды побеждает экипаж Максима Сотникова.
- Не подумайте, что я хвастаюсь, но мне немного жаль, что военные проиграли, - рассказал позже «Вечерке» Сотников. – У нас-то золотых медалей и так хватает. Но Майоров со мной перед стартом по радио связался: «Ну что, Максим, по-мужски бьемся?» Я ему – «А как же». Он – «Ну погнали!» Справедливости ради, им было тяжелее. Ми-2 весит аж три тонны. Это «Робинзоны» легкие, специально заточенные под такой пилотаж. К слову, очень обидно, что у нас в стране так и не начали массово производить спортивные вертолеты, приходится летать на иностранных.
Впрочем, все пилоты подчеркивают, что главное – это летчик, а не машина, которой он управляет. Иностранцы, сначала снисходительно посматривавшие на наши Ми-2 еще 60-х годов постройки, быстро поменяли свое мнение.
- Ваши пилоты совершенно безбашенные, - смеется англичанин Квентин Смит, серебряный призер чемпионата по фристайлу. – Так пилотировать «вертушку» 40-50-летнего возраста могут только самые смелые. В целом же, я очень рад, что попал на соревнования. Аэродром «Дракино» - вообще одно из лучших мест для проведения соревнований такого уровня. Это я вам как пилот с 30-летним стажем говорю.