Портал городских новостей

Писатель Александр Файн: Даниил Гранин сказал мне - «Надо писать»

12:58 9 ноября 2017 128
Режиссер спектакля "Треугольник" Павел Урсул (слева) и писатель Александр Файн (справа)

Режиссер спектакля "Треугольник" Павел Урсул (слева) и писатель Александр Файн (справа)

Фото: из личного архива режиссера Павла Урсула

13 ноября на сцене театра на Таганке состоится премьера спектакля "Треугольник" (режиссер Павел Урсул) по повести Александра Файна "Прости, мое красно солнышко". Александр Файн - ученый, доктор технических наук, который начал писать в 70 лет, и стал лауреатом престижных премий "Большая книга" и "Писатель 21 век". За повесть "Прости, мое красно солнышко" Файн получил литературную Премию Чехова. В интервью "ВМ" он рассказывает о том, что подвигло его стать писателем, о чем его книги, и что он думает об их сценических версиях.

– Александр Маркович, как родился спектакль "Треугольник" по вашей повести? Дело в том, что парадокс времени в том, что все театры ищут хорошую современную прозу и драматургию, но поиск этот очень трудный.

– Меня познакомили с режиссером Павлом Урсулом, и при встрече он мне сказал: «Я прочитал вашу повесть и поразился, что она - про меня, про мою жизнь». Павел заметил: «Великий Товстоногов говорил, что надо ставить не пьесу, а автора». В основе спектакля - повесть, хотя я написал и пьесу. Кое-что переставили местами, добавили музыку. Замечу, в моей повести вообще очень много музыки (главный герой Николай - большой ценитель классики), но на сцене все его музыкальные предпочтения, о которых он говорит, передать невозможно.

- Повесть "Прости, мое красно солнышко" очень кинематографическая, она словно специально создана для кино. Читаешь - и перед глазами словно видеоряд.

- Вы правильно почувствовали - я тоже считаю, что повесть больше подходит для экранизации. Я написал по ней киносценарий.

- Только в кино можно точно передать время, а время в вашем произведении - один из центральных персонажей. Все, что случилось с главным героем и его возлюбленной - непосредственно связано с определенной эпохой. Однако в спектакле время почти не отображается.

- Современный театр - это зрелище, с эмоциями, с эффектными сценами. Сценические законы иногда мешают раскрыть психологию героев, весь трагизм ситуации.

- В чем трагедия главного героя Николая - физика, крупного бизнесмена, боксера, любимца женщин?

- Это трагедия Дон Жуана. Он, завоеватель женщин, холостяк, неожиданно встречает ее - свою единственную, но между ними серьезная разница в возрасте… И он теряет все свое мужское величие. Периодически в нем просыпается страх любви и невозможность ее контролировать. Николай все время просит Наталью, с одной стороны, оставить его, а с другой стороны, не отпускает ее. Она готова бросить мужа, бросить все ради него. Даже забыла про ребенка, все забыла, а он ее отвергает.

- Глупый человек ваш герой Николай. Взрослый, успешный, но глупый.

- Он совершает предательство по отношению к Наталье. Встретив женщину постарше, с таким же интересом к музыке, он вступает с ней в серьезные отношения, и в результате остается ни с чем.

- Александр Маркович, простите, возможно, вы влюбились тоже, поэтому в 70 лет стали писать произведения о любви?

- Разумеется, я любил и люблю. Но заниматься литературой стал благодаря случаю. Не буду утомлять читателя рассказом, что привело меня в литературу, но скажу, что в 2003 году знаменитый Даниил Гранин прочитал мои рассказы и вынес вердикт: "Вам надо писать". Потом судьба меня свела с Юрием Васильевичем Бондаревым. Он мне сказал то же самое, и вот понеслось. Через полгода меня приняли в Союз писателей, потом у меня появилась одна премия, вторая премия. Сейчас из Голливуда предложили снять фильм по моему сценарию. От литературы я был очень далек. Всю жизнь строил ракеты. Я доктор наук, профессор.

- Даниил Гранин по первому образованию инженер-электрик, а Чехов - врач.

- И Чехов, и Гранин молодыми стали писать, а я вот на восьмом десятке. Между прочим, я еще мастер спорта по боксу. Но это тоже дела давно минувших дней.

- Вернемся к теме любви и предательства в спектакле "Треугольник". Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас сказал мне в интервью о том, что "русские герои - Чацкий, Онегин, Печорин, Арбенин - не совсем герои, и поэтому Всевышний отнимает у них любовь". Наверняка, вы размышляли о том, почему у нас так мало счастливых людей?

- Сейчас я пишу роман на эту тему: «Одиночество, обманутое счастьем». Почему мало счастливых людей? Россия - очень большая страна, и отсюда, как ни странно, вытекают многие беды.

- Когда мы прочитаем ваше новое произведение?

- На днях выходит моя новая книга «Красный телефон» - о легендарном телефоне Сталина. В ней много реальных фактов, но есть, конечно, и художественный вымысел.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вот такая, понимаешь, загогулина получается?

13 ноября на сцене театра на Таганке премьера - спектакль "Треугольник" режиссера Павла Урсула по повести обладателя престижных литературных премий Александра Файна "Прости, мое красно солнышко". В «Ночь искусств» зрители ДК "Содружество" увидели эту постановку, в которой приняли участие звезды театра и кино: Олег Чернов, Сергей Белоголовцев, Олег Марусев, Марина Блейк, Оксана Скакун(далее...).

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram! 

Персоны:

Новости СМИ2

Загрузка...
Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров