Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Андрей Усачев: Чудесность должна быть неожиданной

Общество
Андрей Усачев: Чудесность должна быть неожиданной
По словам писателя Андрея Усачева, создание детской литературы - очень большая ответственность / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Андрей Усачев — детский писатель, поэт и сценарист, рассказал в интервью «ВМ» о том, чем детская литература отличается от взрослой, и когда кончается детство.

- В одном из интервью Вы сказали: «Все книги рано или поздно проходят адаптацию. Так что человечество закончит большой детской книгой».
Как Вы считаете, нужно ли адаптировать «взрослые» произведения для детей, или всему свое время, и взрослые книги должны оставаться взрослым, а для детей пусть будет отдельная детская литература со своими сюжетами?

- Адаптация, даже талантливая, в любом случае, профанация. Что останется от «Войны и мира» в 10-страничном пересказе для старшеклассников, пишущих сочинение по Толстому? Ничего. И зачем пересказывать «Ромео и Джульетту» для дошкольников? Пусть растут и тянутся ко взрослой литературе, это полезно и для позвоночника, и для развития умственных способностей.

- Вы участвуете в огромном количестве проектов – помимо стихов и прозы, пишете сценарии к мультфильмам, песни, текст для тотального диктанта в 2016 году написали, теперь вот сюжет для Ёлки на Новом Арбате «Семь чудес Москвы». Когда Вы все успеваете? Сколько часов в день вы работаете?

- Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что мне нравится. И еще за это деньги получаю. Поэтому пишу почти каждый день, пока мозг не отказывает. Раньше мог по 12-16 часов работать. Сейчас уже такого здоровья нет, но часов на 8-10 меня хватает.

- У Вас бывает отпуск?

- У писателей с этим все просто: ты сам себе начальник, сам – исполнитель. Можешь в любое время уйти в отпуск и вообще не возвращаться. Но так не получается… И идеи непрошеные лезут, и совесть начинает грызть.

Андрей Усачев: Чудесность должна быть неожиданной Легендарная ёлка на Новом Арбате «Семь чудес Москвы». Фото с репетиции, октябрь 2017 года / Фото: предоставлено пресс-службой елки

- Расскажите немного про «Семь чудес Москвы»? О чем представление в целом? Будет ли оно познавательным? Будет ли оно интересно взрослым?

- Накануне Нового года мальчик ломает поставленную во дворе елку, за это рассерженный домовой превращает его в снеговика. Он говорит, что заклинание потеряет силу, если произойдут семь чудес: если рассмеется тот, кто никогда не смеялся, если зимой в Москве расцветут живые цветы, если откроется вход в сказочное подземное царство, если заскачут кони, которые никогда не скакали, если зазвонит колокол, который никогда не звонил, если сам основатель Москвы пожмет мальчику руку, если в Москве вырастет самая большая елка в мире… В общем, такой квест, в котором много познавательных вещей и волшебства, и приключений. Надеюсь, история понравится и детям, и взрослым. Москва - действительно волшебный город! – вот главная идея будущего шоу.

- Над представлением трудилась целая команда – расскажите, как проходил рабочий процесс – сначала был создан сюжет или первично были какие-то идеи по сценографии и техническим решениям? Сколько времени заняла работа над постановкой?

- Если коротко, работал я с моим другом и давним соавтором, Антоном Березиным. Мы с ним и до этого несколько раз писали сюжеты для новогодних представлений. А вообще, я 14 лет подряд сотрудничал с режиссерским центром «Карнавал-стиль», который ставил новогодние спектакли в здании Московской Мэрии. Это отлично слаженная команда. Музыку ко всем спектаклям писал Максим Дунаевский. Последние годы художником был Акинф Белов, а режиссерами– Ирина Пахомова и Виктория Рахлинская. Все – суперпрофессионалы с великолепной фантазией. Но сюжет всегда был первичен. В этом году работа над постановкой началась в августе и будет идти до самой премьеры, 24-го декабря.

- Вы считаете, писать для детей – бОльшая ответственность, чем писать для взрослых?

- Ответственность, конечно, бОльшая. Детскую литературу можно сравнить с детским питанием. Если взрослый пьет паленую водку, то это его ответственность, но продукты для детей должны быть высокого качества.

Правда, когда я пишу, то думаю о совсем других вещах. А моральные императивы работают как-то подсознательно, параллельно.

- Почему Вы стали детским писателем? Когда и где было опубликовано Ваше первое произведение для детей?

- Первое стихотворение было напечатано в «Мурзилке» в 1986 году. Почему я стал писать для детей? Наверное, потому что так до конца и не повзрослел, и потому, что стихи для детей давались мне легче и доставляли больше удовольствия, чем «взрослые». В 1987 году я оказался на развилке: с одной стороны, меня пригласили на работу в журнал «Крокодил», в котором печатались мои юмористические стихи, а с другой – предложили делать детскую вкладку «Трамвай №МЫ» в газете «Семья». Я выбрал второе. И до сих пор думаю: какой я молодец!

-Вы во всех интервью говорите, что пишете книги для себя маленького. У Вас двое детей. Когда они были маленькими, вы придумывали каких-то героев специально для них? Может у них были любимые персонажи? Есть ли любимые персонажи у Вас – из Ваших произведений? А из чужих?

- Наверное, я был не самым правильным отцом, и специально для своих детей (как, например, Чуковский, сочинивший крокодила для больного сына) не писал. Но героиню повести «Ас Бука с планеты бук» назвал - как и мою дочку - Аня. А вот нашу собаку Соню я «увековечил», написав «Умную собачку Соню», а затем «Азбуку умной Сони» и «Знаменитую собачку Соню» (они вышли в этом году). Трудно выбрать любимых персонажей у самого себя, ведь все они твои дети, и удачливые, и не очень. В любимчиках обычно ходят самые младшие, последние. В частности, снеговичок Морковкин из «Дедморозовки». Если же говорить о чужих, то мне нравятся все герои детских книг Роальда Даля.

- Времена меняются – вводите ли вы в свои сюжеты какие-то новинки, которые появляются в нашей жизни – скажем, мобильные телефоны? Или сказка должна оставаться сказкой без привязки к нашей повседневности?

- Телефон - это средство. Как и самолет. И волшебства в нем не больше, чем в ковре-самолете. Чудесность должна быть неожиданной. А если она продается в каждом салоне связи, то ее нет. Вот морская ракушка, через которую можно разговаривать с китами, действительно, чудо… А сказки без чудес не бывает.

- Когда заканчивается детство?

- Никогда.

СПРАВКА

Андрей Усачев - детский писатель, поэт, сценарист и драматург. Автор книг, учебников, пьес, фильмов и песен для детей. В России вышло более 300 книг (считая переиздания). Книги переведены на иврит, молдавский, украинский, немецкий, французский, английский, китайский, тайский, корейский, голландский, словенский и польский языки. Стихи и сказки Андрея Усачева входят практически по все хрестоматии для школ и детских садов.

Новогоднее шоу «Семь чудес Москвы», авторами которой стали детский писатель Андрей Усачев и композитор Максим Дунаевский пройдет в Концертном зале на Новом Арбате 36 с 24 декабря по 7 января.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.