Четверг, 14 декабря, 11:12
Туман 0°
По словам гитариста Дмитрия Четвергова, главная функция рока -  искать и открывать миру правду

Дмитрий Четвергов: Рок - музыка для толпы

Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"
Член жюри проекта "Площадь Согласия", организованного "Вечерней Москвой" и продюсерским центром Игоря Сандлера, знаменитый гитарист-виртуоз - о времени, роке и сегодняшнем дне.

- Дима, всегда считалось, что рок по природе своей протестен. Это так? И почему главным инструментом бунтарей стала гитара, особа изначально романтическая?

- Начнем с конца. Гитара - она была всегда. И знаменитые три аккорда, музыкальным языком говоря тоника, субдоминанта и доминанта, были основой хоть походных и дворовых, хоть советских эстрадных песен, а потом рок-н-ролла и блюза. Гитара всегда рядом, это просто самый удобный, да еще и компактный инструмент. Все мировые хиты, или во всяком случае большинство из тех, что рождались в группах, был написаны на гитарах. За редким исключением – Элтон Джон, например. 

Что же касается протеста... Он всегда определялся жизнью. Я вот изначально не рок-музыкант, родился в советской стране, получил классическое музыкальное образование, но в какой-то момент просто играть по нотам мне стало скучно. Как и находиться в рамках той классической и эстрадной музыки, что лилась на нас отовсюду. Тогда все искали для себя что-то другое – слушали «Голос Америки», оттуда же прорывались и какие-то иные музыкальные ритмы. Это было глотком свежего воздуха для меня. Когда я услышал "The Beatles", "Deep Purple" и другие подобные группы, я почувствовал, что вот это и есть – мое, и из пианиста превратился в гитариста. Собственно, гитара и открыла для меня двери в рок-н-ролл. 

Что же касается бунта, то всегда найдется, против чего протестовать. Хотя с 1973 года, честно говоря, особого протеста в мире рокеров не было - ну разве что у Курта Кобейна. Думаю, "Dark side of moon" ("Темная сторона Луны") - последняя протестная пластинка у "Пинк Флойд". У нас когда-то завуалировано протестовали против советского строя. Сейчас если и протестуют, то против коррупции.

- Коррупции?!

- Ну да. Например, на тех же радиостанциях. Нас же туда фактически не пускают, начинающих музыкантов - тем более. Под разными предлогами. Например, можно услышать: "Оу, это слишком круто для нас!" Нормальный аргумент? Или вот мы с Матвеем Аничкиным занялись ребрендингом группы "Круиз"...

- На ней поколение точно выросло.

- ...так и ее в эфир никаким образом не пропихнешь! Нет - и все. Не могу не сказать, что площадка, которую предоставилиа музыкантам на "Площади Согласия" "Вечерка", и правда уникальна, и всеми это оценено. Но рок, замечу, затевается не ради протеста или во всяком случае не ради него одного.

- Ради чего тогда?

- Когда-то нам запрещали, скажем, носить "клеши" и длинные волосы: положены были "бобрики" всякие или "полубоксы". Что возникало в ответ? Хватали купленный мамой на юбку отрез ткани, за что потом получали, делали в брючины вставки, и штаны вскоре "мели асфальт". А волосы - отращивали. Это был бунт против навязывания чего бы то ни было, попытка отстоять свою точку зрения, свое "я" и свой бунтарский вкус. Возможно, это было некоей проекцией юношеского максимализма. Но главное - такие настроения и мотивации были, есть и будут всегда, во все времена.

- Рок-тусовка, скопище своеобразно одетых, обвешанных металлом мужиков, многими воспринимается как обособленная часть общества, с ним связанная лишь опосредованно...

- Вот не права ты! Рок не может стоять отдельно от общества, поскольку его главная функция - искать и открывать миру правду. Для меня, родившегося в советской стране и прожившего основную часть жизни при большевистском, для меня сатанинском, строе, в мире было множество вопросов, до ответов на которые я не мог дойти своим умом. Рок - помогал, заставлял думать. С этой точки зрения ничего не изменилось в мире - рок все так же ищет истину: правда-то у всех своя, а истина - одна. И общество, и рок едины в желании приблизиться к ней, хотя сегодня у людей больше возможностей - в наше время многое стало понятнее, а главное, можно самому решать, в какую сторону идти, какую музыку слушать.

- Говорят: "Джаз - это музыка толстых". А рок - чья музыка?

- Чтобы понять джаз и сыграть его, нужно хорошенько поучиться. А рок-н-ролл можно заиграть сразу. Джаз - музыка непростая, до нее доходят не только сердцем, но и умом. Сначала была одна классика, потом появились всякого рода музыкальные футуристы и импрессионисты, искавшие некие новые формы и новые системы, и естественным образом из всего этого стал зарождаться джаз. Играть его, импровизируя во время исполнения, может только человек с отличным музыкальным образованием, знающий огромное количество музыки и способный ее анализировать. Опыт и багаж и помогают ему из любой мелодии выводить что-то свое.

- Полная свобода творчества.

- В принципе, да, самая свободная музыка - плавать в ней можно до бесконечности. Рок тоже, в большинстве своем, рождается интуитивно, но язык его более скуп. Я не беру арт-рок, который основывается на слиянии классики и рок-музыки, он сложный, я говорю о рок-н-ролле, базой которого остаются те же три аккорда. Альтернативный же рок сейчас подразумевает, грубо говоря, очень быструю игру по очень толстой струне - и не более того, но таким образом родились и трэш-металл, и все прочие "металлы". Но вот в чем трудность. В ответ на джазовые интерпретации зал взорвется овациями. Но если гитарист на рок-концерте попробует сыграть другое соло, его засвистят. Потому что поклонники уже привыкли к определенному звучанию, в роке тоже расписаны по нотам каждая пауза и каждый звук - он в каком-то смысле, с позиции сегодняшнего дня, начал превращаться в классику. Так что рок это, в хорошем смысле, музыка для толпы.

- Что молодая поросль, рок-идолы прошлого - Хэндрикс, Клэптон - для нее все также святы? И куда идет сегодня русский рок и кто их кумиры?

- Молодые... Они разные. Кто-то не понимает, например, что прежде чем играть рок, стоит тоже поучиться "азам". Классику - "Smoke On The Water"!, знаменитую композицию "Дым над водой" группы "Ди Пепл", многие не знают, а о чем тогда говорить. Вообще тенденция к забыванию основ, увы, прослеживается. 
Властителей дум сейчас нет. "U2" - последняя группа, которая была популярна. Сейчас ни за кем не бегают. Пожалуй, разве что "Imagine Dragons" популярны - как в Америке, так и у нас. Кстати, все меняется примерно раз в три года: в 11 лет слушают одно, в 14 - другое, затем кого-то еще в 17, а в 20 лет либо перестают слушать вообще, либо начинают слушать что-то хорошее. Но знаешь, нынешнее время вообще плохо подходит для "уроков". На пике что? Старт-апы да блогеры. Молодежь все активнее уходит в рэп, но не в рок. Но не все так плохо. У нас в стране накоплено немало очень хорошего материала, и никто хоронить рок не собирается. Плюс ко всему, люди научились играть на мировом уровне, а это немало. Но вернусь к тому, с чего начали: пока есть коррупция, и неангажированным голосам и звукам не пробиться в эфир, дело далеко не пойдет. А ведь не Тимати единым... Будем верить в лучшее!

СПРАВКА "ВМ"

Дмитрий Четвергов - гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, актер. Лауреат международных фестивалей и конкурсов, в 2014 году стал обладателем премии "Золотая нота" в номинации "Лучший гитарист России". Работал со многими отечественными и иностранными исполнителями, первым выступил в прямом эфире Rock FM и первым же исполнил рок на сцене Мариинского театра. Автор и продюсер проекта "Время Че", гитарист и саунд-продюсер легендарной группы "Круиз", репертуар которой был обновлен им в 2015 году.

ФОТОГАЛЕРЕЯ «ВМ» С ОТКРЫТИЯ ШОУ-ПРОЕКТА «ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свидание по средам. Восемь вечера. Площадь Согласия

В эфире сетевого телевидения газеты «Вечерняя Москва» 28 сентября стартовало новое музыкальное шоу «Площадь Согласия». Это, без преувеличения, уникальный проект.

Выпускать газету — интересно. Но городская газета — это случай особый: она может жить только в самом тесном контакте с горожанами. За годы своей жизни «Вечерняя Москва» никогда этой связи не теряла, но технологии позволили их укрепить. И на смену встречам коллектива редакции с читателями, что были так популярны когда-то, пришло сетевое телевидение, позволяющее читателям превращаться в зрителей и в прямом смысле слова приходить в редакцию в гости (далее...).

На шоу-проекте «Площадь Согласия» исполнили альтернативный металл

В студии «Вечерней Москвы» продолжаются конкурсные выступления уникального музыкального шоу-проекта «Площадь Согласия», организованного нашим изданием совместно с продюсерским центром Игоря Сандлера. Свои таланты на сцене демонстрируют как начинающие, так и уже опытные музыканты, не мыслящие жизни без басов и барабанных партий. В первых рядах зрителей побывала и корреспондент «ВМ». (далее..)

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Реклама

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости партнеров