Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Александр Вилькин. Классика лечит

Развлечения
Александр Вилькин служил актером и режиссером в Театре на Таганке, постановщик большого количества спектаклей
Александр Вилькин служил актером и режиссером в Театре на Таганке, постановщик большого количества спектаклей / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Театры Москвы давно стали местом, вокруг которого собирается интеллектуальная элита города - вне зависимости от того, насколько имена этих театров на слуху...

Москва — город театральный, у нас больше 200 театров. Но как-то так получается, что пресса рассказывает только о самых больших, именитых. Исправим эту оплошность. Сегодня в гостях у «Вечерки» художественный руководитель Московского театрального центра «Вишневый сад» Александр Вилькин.

— Недавно в интервью «Вечерке» Константин Райкин посетовал, что его театру профинансировали лишь одну премьеру. У вас в прошлом сезоне их состоялось пять. Значит ли это, что у «Вишневого сада» бюджет лучше?

— Это просто чудо! Пять премьер: две на Большой сцене и три на Малой. Какие-то спектакли полностью сделаны своими силами, их постановка потребовала не таких больших средств. Есть люди, которые работают с нами за копейки, а то и вовсе бесплатно. Приглашенные постановщики и актеры, композитор Никита Широков, другие профессионалы — мои коллеги и друзья. Творческие личности, им хочется что-то сделать, а «Вишневый сад» предоставляет такую возможность.

— Денег всегда не хватает, тем не менее какие-то премьеры вы готовите?

Работаем над «Женитьбой» Гоголя. Готова разработка «Бориса Годунова»... А дальше я слышу: «Дадим вам грант, тысяч шестьсот». Ну, наверное, можно и за такие деньги поставить — в сауне, без исподнего. Объяснение Марины Мнишек с Гришкой Отрепьевым в бассейне... Зритель — попрет. Только вот я не могу на это пойти. К сожалению, а может, и к счастью. «Годунов» — спектакль густонаселенный. И желательно, чтобы его играли в исторических костюмах, а не в топиках, целлофановых плащах и резиновых тапочках. А один исторический костюм, не самый богатый, сейчас стоит около 50 тысяч рублей. С учетом того, что нужно иметь второй состав артистов, лишь на костюмы потребуется 2,5 миллиона. Это — треть затрат. Надо еще построить декорации, выплатить авторский гонорар, записать музыку и прочее. Таким образом, постановка «Бориса Годунова» обойдется в 6 миллионов рублей. Это если без излишеств, в режиме жесткой экономии...

— По одежке протягивай ножки?..

— Государству тем меньше придется тратиться на культуру, чем больше туда пойдет частных денег. После многолетних проволочек года три назад был принят закон о меценатстве. Однако экономические льготы для меценатов там не прописаны, по сути — даже не продекларированы. Хорошо, мы не можем себе позволить, как в Америке, вычитать из налогооблагаемой базы всю сумму пожертвования. Но не сложно найти такой минимальный размер льготы, при котором вкладывать средства в культуру станет не только престижно, но и выгодно. Я не просто теоретизирую. Прекрасное здание нашего театра в самом центре Москвы построено без копейки бюджетных средств. Мне разрешили найти инвестора на условиях, что ему отойдет 60 процентов общей площади новостройки, а 40 станет собственностью города. Когда только приступили к работе над проектом здания, народный архитектор России академик Солопов меня спросил: «Чего вы больше всего хотите в театре?» Ответил: «Хочу, чтобы в каждой гримуборной были свой душ и туалет». Он так посмотрел на меня: «Н-да, забавное задание… А зачем?» Да потому, что актерский труд нелегок, после каких-то спектаклей костюмы можно выкручивать. Потому, что 20 лет мне было больно от того, что артисты ютятся по 15 человек в гримерке. Стыдно перед мальчиками и девочками, которые, отработав на сцене, стоят в длинной очереди в общие туалет и душ. Теперь все это в прошлом. Правда, недавно нарвался на замечательную историю. Входит ко мне в кабинет актриса, хорошая, обогащенная опытом выживания в сложных бытовых условиях. Вся в слезах. Что такое, что случилось? В ответ — рыдания: «Почему у Н. окна гримерки выходят на церковь, а у меня нет?!» Я чуть не упал с кресла…

Сцена из спектакля «Ночь перед Рождеством», постановка Михаила Цитриняка Сцена из спектакля «Ночь перед Рождеством», постановка Михаила Цитриняка / Фото: Театр «Вишневый сад»

— Название театра «Вишневый сад» говорит о его приверженности классике. Однако люди хотят развлечься, отдохнуть от проблем. Надо ли театру начинать говорить со зрителем на его языке?

— Театр не должен отрываться от зрителя, однако просто обязан идти немножко впереди, не подстраиваться под массовые вкусы. Иначе мы неизбежно станем снижать планку. Эксперименты на сцене, безусловно, нужны. Но не такие, которые имеют только одну цель — развлечь, привлечь и получить деньги. Сотрудникам, занимающимся в нашем театре рекламой, говорю: «Напишите, что в репертуаре много классики. Поэтому на сцене нет голых артистов, не звучит мат. Сюда можно прийти всей семьей, с детьми». Классика — не синоним слова «скучно». Пора бы привык нуть, но каждый раз волнуюсь, видя, как на спектакле «На золотом озере» люди, которым за… украдкой вытирают слезы. В нашем Театральном центре «Вишневый сад» сезон традиционно открывается одноименным спектаклем, и неизменно — аншлаг. Традиция русского психологического театра — способствовать нравственному оздоровлению общества. Театр ставит диагноз и, указывая на симптомы заболевания, помогает лечить недуги.

— Но как тогда понимать «Ночь перед Рождеством»? Из произведения Гоголя режиссер Михаил Цитриняк сделал, по сути, мюзикл для семейного просмотра. И публика валом повалила…

— Ну и замечательно, значит, талантливо сделано. Все буду ставить сам, никого не пущу — это не про меня. В театре идут спектакли моих учеников, работают приглашенные режиссеры, не пытаюсь навязать им свое видение. «Рождество» Цитриняк сделал в форме такого украинского балаганчика, в виде раешника. Для кого-то это остро, для кого-то неприемлемо, а кто-то нормально принимает. Главное, там нет того, против чего восстаю категорически: ни украинофобии, ни украинофилии.

— Руководить театром может только неискоренимый оптимист...

— Помогает внутренняя энергия убеждений, заложенных еще в Театре на Таганке у Юрия Петровича Любимова, где я 27 лет был актером и режиссером. Пока Господь дает силы, пытаюсь вести театр, руководствуясь правилом, сформулированным еще древнеримским императором Марком Аврелием: «Делай что должен, и свершится чему суждено».

СПРАВКА

МТЦ «Вишневый сад» создан в 1995 году. 20 лет труппа (всего около 40 актеров) играла на чужих сценах, а в 2015-м перехала в здание на Малой Сухаревской площади. В репертуаре сейчас около 30 спектаклей для зрителей всех возрастов; премьеры сезона — «Аладдин», «Печальный анекдот», «Старомодная комедия» и другие.

ДОСЬЕ

Александр Вилькин — народный артист России, профессор Высшего театрального училища им. Щукина. Служил актером и режиссером в Театре на Таганке, постановщик большого количества спектаклей. Создатель (1995) и бессменный руководитель Театрального центра «Вишневый сад».

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.