Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Глава столичного Россельхознадзора Евгений Антонов: Авиапассажиры — самая нервная часть нашей работы

Общество
Глава столичного Россельхознадзора Евгений Антонов: Авиапассажиры — самая нервная часть нашей работы
Руководитель Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Евгений Антонов в своем рабочем кабинете. Он уверен — экономические санкции позитивно сказались на экономике страны / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»
Госдума приняла законопроект, согласно которому Россельхознадзор получит полномочия по рассмотрению дел о нарушениях прав торговли лекарствами для ветеринарии.

Как нововведение отразится на работе ведомства, какова общая динамика нарушений и чем могут быть чреваты их последствия для государства и граждан, в эксклюзивном интервью «ВМ» рассказал Руководитель Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Евгений Антонов.

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Евгений Вячеславович, как столичное управление приняло новую законодательную инициативу?

— Мы давно этого ждали. Аналогичная ситуация была с применением статьи о нарушениях требований Технического Регламента Таможенного Союза. Изначально право рассмотрения этих дел было предоставлено судам. Мы составляли протокол, выносили постановления, а после отправляли все материалы в суд. Однако это привело к тому, что суды начали попросту «захлебываться» работой — так много им направлялось материалов. А потому было принято решение передать дела Россельхознадзору. Сейчас та же история. И я считаю, что Государственная дума приняла правильное решение. Ничего кардинально оно, конечно, не изменит, ведь мы и раньше по сути осуществляли данные полномочия. В сфере регистрации лекарственных средств есть множество подводных камней, которые необходимо контролировать узкоспециализированным профессионалам.

— Одна из важнейших задач управления — выявление нарушений при ввозе продукции на территорию страны. В чем специфика этой работы?

— Вопрос достаточно обширный и затрагивает несколько направлений. Самое главное для нас — это реализация Указа Президента и Постановления Правительства о мерах по недопущению ввоза санкционной продукции. Она делится на продукцию животного происхождения и подкарантинную, чаще всего плодоовощную. Второй эшелон безопасности — контроль ввозимого в наш регион импорта, который поступает официально по сопроводительным документам. Вся приходящая продукция попадает на мониторинг, ведь наша задача — гарантировать потребителю безопасность. И третий, достаточно серьезный кластер — работа с ручной кладью и багажом авиапассажиров. Это, пожалуй, самая нервная сфера. Сотрудники вынуждены терпеть постоянную волну негатива.

— Насколько строги меры наказания, применяемые к пассажирам-нарушителям?

Зависит от конкретного случая. Это ведь работа не с юридическим лицом, а с живым человеком. Кто-то может действительно не знать об определенных ограничениях на ввоз, кто-то пытается сделать это умышленно. Обычно мы не штрафуем пассажиров, а просто предлагаем им оставить запрещенную к перевозке продукцию на утилизацию или каким-либо образом вернуть ее. Конечно, далеко не все воспринимают это правильно, многие начинают кричать, возмущаться. Но требования закона мы обязаны соблюдать.

— Какова статистика выявленных нарушений?

— С начала введения санкций мы выявили больше 350 попыток ввоза подкарантинной продукции общим объемом больше 1500 тонн. Только в этом году предотвращено 118 случаев объемом 985 тонн. По продукции животного происхождения ситуация скромнее. Это объясняется тем, что перемещение такой продукции регламентируется более четко. И чтобы совершить какое-то нарушение, придется сознательно преступить закон и поставить под угрозу безопасность не только экологии, но и непосредственно людей. В этом году мы зафиксировали 32 случая попытки ввоза несоответствующей продукции животного происхождения, уничтожено 87 тонн.

— Законы, связанные с санкциями, работают достаточно строго. К каким же ухищрениям чаще всего прибегают перевозчики?

— Самая «удачная» лазейка — перевоз через Беларусь, которая не присоединилась к санкциям. Объясню на примере последних дней: один из недобросовестных перевозчиков в начале ноября попытался ввезти более 58 тонн томатов, яблок и сельдерея из Польши. Они зашли на территорию Беларуси, там растаможились по всем правилам. То есть официально контрабандой этот продукт уже не является. А позже погрузились в три фуры и поехали к нам. Мы предотвратили это правонарушение совместно с сотрудниками Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности. Важно показать, что государство намерено спокойно, без нервов, но в то же время жестко обеспечить реализацию тех решений, которые приняты правительством и президентом.

— Готовы ли вы идти на компромисс с перевозчиками?

— Раньше мы штрафовали невероятно много, заводили дела об административных правонарушениях на баснословные суммы, накладывали на импортеров до 3,5 миллиона штрафных санкций. Сейчас же мы намеренно опускаем планку. Постепенно у перевозчиков устанавливается здравое понимание требований законодательства. Мы готовы осуществлять методическую помощь бизнесу словом и делом. Бывают ситуации, когда службы страны-экспортера неправильно оформили какие-то документы. Мы всегда стараемся выйти на контакт с этими службами, подтвердить факт ошибки, если она действительно имеет место. Но контакт допустим только в тех случаях, когда у нас с бизнесом одинаковое понимание законодательных норм. И при малейших сомнениях мы отбираем пробы и проводим экспертизы.

— Как обстоят дела с экспортом?

— Это как раз та сфера, на которую положительно повлияли санкции. Нам пришлось переместить сосредоточение наших усилий с оформления импорта на продвижение экспорта отечественной продукции. Мы с удовольствием отмечаем, что экспорт растет. Наши свинина, говядина, птица завоевывают новые рынки, особенно серьезные продвижения наблюдаются в отношении Китая и Египта. Все развивается в реальном режиме времени. И рост экспорта — результат именно введенных санкций, что не может не радовать.

Глава столичного Россельхознадзора Евгений Антонов: Авиапассажиры — самая нервная часть нашей работы С начала введения санкций было выявлено больше 350 попыток ввоза подкарантинной продукции общим объемом больше 1500 тонн / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

КОНТРОЛЬ ТОЧЕК ПИТАНИЯ

— Помимо контроля перевозок, Россельхознадзор занимается и проверками точек продаж. Как часто организуются проверки рынков, магазинов и торговых сетей?

— В этом году мы осуществили около 120 проверок магазинов. В Москве нет ни одной крупной сети, которую мы бы не проконтролировали. Процесс прост: входим, смотрим, берем пробы, отдаем в лабораторию. На основе исследований делаем выводы о безопасности продукции и о соблюдении производителем ветеринарно-санитарных требований. Контролируем микробиологические, химико-токсикологические показатели, соответствие жиро-кислотного состава молочной и ДНК заявленного сырья мясной продукции. За последний год было заведено около 100 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму более девяти миллионов рублей.

— Какие же нарушения представляют собой наибольшую опасность?

— Те, что выявлены в точках общественного питания. Сейчас в рамках программы по борьбе с африканской чумой свиней и гриппом птиц мы провели внеплановую проверку общепитов на трассе М1 «Беларусь». В ходе ревизий было выявлено огромное количество нарушений. Это и отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов на продукцию, и несоблюдение маркировок. А малейшее несоответствие может привести к появлению серьезного очага распространения того или иного заболевания. Многие считают, что такие риски надуманны. Но знаете, когда четыре года назад мы были вынуждены сжечь в Тульской области 65 тысяч голов свиней из-за угрозы африканской чумы, мне это шуткой не показалось.

— Часто ли организуются проверки по жалобам и обращениям населения?

— За последний год мы проработали почти 800 обращений граждан. Любой желающий может воспользоваться нашей электронной приемной или написать письмо. Все фиксируется в обязательном порядке. Чаще всего обращаются с проблемами по земле: где-то на чужом поле своих баранов выпасают, кто-то без разрешения устроил мусорную свалку, кому-то помешало загрязнение территории. Еще ряд обращений связан с ветеринарией и просьбами проверить ветеринарные клиники. По каждому случаю мы работаем в соответствии с существующей процедурой: направляем обращение в прокуратуру, получаем право на проведение внеплановой проверки, после чего выполняем необходимый комплекс мероприятий и даем ответ гражданам.

— Необходимость в привлечении к работе правоохранительных органов возникает?

— Разумеется, и довольно часто. Банальный пример: управление автодорожного надзора останавливает на трассе фуру, перевозящую поднадзорную продукцию. Они вызывают нас. Пока наши специалисты добираются до места происшествия, водитель закрывает машину и скрывается. Наши же сотрудники по закону открыть ее не могут, соответственно, и проверка становится невозможной. Тут мы и просим полицию подключиться. Точно так же и при проверках на рынке. Без полиции нас в хранилища никто не пропустит.

— С какими еще ведомствами осуществляется взаимодействие?

— Напрямую сотрудничаем с Роспотребнадзором, ведь у нас достаточно схожие сферы деятельности. Чего греха таить, нас даже путают частенько. При контроле ввозимой продукции взаимодействуем с таможенной службой, с управлением по борьбе с экономическими преступлениями. Серьезные результаты по выявлению нарушений получаем при участии наших специалистов в мероприятиях транспортной прокураторы и Федеральной службы безопасности. Активно работает комиссия по незаконному обороту промышленной продукции.

— Не осложняет ли такая разветвленная система процесс контроля и выполнения обязанностей?

— Наоборот, она способствует более грамотному и детальному подходу. Каждая структура должна заниматься своим делом. Будет странно, если сотрудники Россельхознадзора начнут тормозить фуры на дорогах, а полиция — устанавливать безопасность томатов или семян картофеля. На всех этапах должны работать профессионалы.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

— Помимо санкций, какие еще существенные изменения произошли за последнее время? И как они повлияли на работу управления?

— Сейчас осуществляется план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Аккумулирует эту работу министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Особое внимание я хотел бы обратить на введение такого понятия, как «предупреждение». Если имеет место какое-либо нарушение, которое не имеет серьезных последствий, мы можем вместо наказания дать документально оформленное предупреждение. Это способствует развитию бизнеса, может стать спасательным кругом для начинающих и неопытных предпринимателей. Если предупреждение сработало и нарушения были устранены, все вопросы снимаются. Если же нет, включается механизм административного наказания.

— Как обстоит ситуация с кадрами в Управлении Россельхознадзора?

— Привлекается ли молодежь, происходит ли обновление штата? К сожалению, в последние годы молодежи к нам приходит крайне мало. В первую очередь наши сотрудники — это специалисты ветеринарного профиля и выпускники факультетов агрономии. Мы, конечно, готовы принимать молодежь, но отклик на объявления о вакансиях крайне мал. А текучка кадров не позволяет сохранять многие знания и наработанные механизмы. Будем искать выходы из этой ситуации, что же остается. Ведь выполнять свою государственную функцию наше управление обязано.

— Ожидается ли мобилизация сотрудников и усиление контроля в преддверии новогодних праздников?

— Мы постараемся не разводить кампанейщину. Все надзорные органы в праздничные и предпраздничные дни продолжат работать в установленных рамках. Однако в случае вызовов со стороны правоохранительных органов будут организованы дополнительные контрольные мероприятия. К Новому году, как всегда, валом пойдут цветы, елки. А елка — это объект повышенного фитосанитарного риска. Поэтому при осуществлении полномочий сотрудники будут обращать на них особое внимание. Но сомнений в том, что мы справимся и москвичи с удовольствием встретят праздники, быть не может.

ЦИФРА

10 лет уйдет на восстановление земли, зараженной круглыми червями. Инфицированные ими овощи и фрукты — одно из наиболее часто выявляемых нарушений.

СПРАВКА

Евгений Антонов является Руководителем Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям с 2010 года. Выпускник Высшего пограничного командного училища имени Дзержинского, Военной академии имени Фрунзе и Российской академии государственной службы при президенте России. Обладает чином государственного советника РФ 2 класса. Ранее занимал должность Руководителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области.

КСТАТИ

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет функции по контролю в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, качества зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, земельных отношений (в части земель сельскохозяйственного назначения), а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.