Африканские ритмы для столичных слушателей
Москва как место мировой премьеры выбрана Мирокой не случайно: российскую столицу уроженец Островов Зеленого Мыса считает своей второй родиной, и у него для этого есть все основания.
- Мирока, ты помнишь свой первый приезд в Москву?
- Такое не забывается. Больше десяти лет назад я впервые увидел Москву через иллюминатор заходящего на посадку самолета. Хочешь верь, хочешь нет, но уже тогда, глядя на ваш необъятный, немыслимо огромный город, я услышал тихий нарастающий рокот, похожий на гул приближающегося океанского шторма. Еще нет никаких признаков этого шторма, но ты уже чувствуешь дыхание стихии, ты ее слышишь и ощущаешь каким-то шестым чувством.
- Это было пугающее чувство?
- Страшно будоражащее. Мне хотелось поскорее бросить вещи в отеле и окунуться в эту стихию: ходить по городу, смотреть, слушать, впитывать его бешеную энергетику. Я вряд ли смогу описать, как выглядела Москва десять лет назад – как большинство музыкантов, я воспринимаю мир через звуки. И вот то, что обрушилось на меня в Москве, это я не забуду никогда. Представьте, что в комнате одновременно на максимальной громкости зазвучали симфония Чайковского, джазовый оркестр и концертная запись группы AC/DC. Я был одновременно оглушен и очарован.
- С тех пор ты побывал в Москве еще несколько раз.
- И каждый раз это был другой город! Когда видишь что-то каждый день, изменения происходят исподволь и не бросаются в глаза. Но в прошлом году я оказался здесь после долгого перерыва и был потрясен переменами. Конечно, я знал, что город растет и развивается, я читал, что Москва становится очень европейской, но передо мной была даже не Европа, а современный мегаполис уровня Гонконга или Нью-Йорка. Более чистая, более технологичная, более безопасная. Более понятная иностранцу, но каким-то удивительным образом сохранившая свое уникальное лицо. Я испытал чувство, похожее на то, что испытывают любители живописи, когда знаменитая картина возвращается в экспозицию после реставрации: радость узнавания и одновременно изумление – боже, как это красиво, и как хорошо, что эта красота, наконец, открылась!
- А есть ли в Москве что-то, что осталось прежним?
- Публика. Потрясающе теплые люди, которые много лет назад с такой любовью приняли Сезарию, ее музыку и нас, ее музыкантов. Я думаю, в теплоте российской публики заключается тот успех, который выпал на долю кабовердианской музыки за пределами португалоязычного мира. Вы чувствуете нашу музыку и нашу душу, и это причина, по которой я рад вернуться в Москву уже с сольной программой и сольным альбомом.
- Твоя программа называется Mund Amor – Мир любви. Ты думаешь, в мегаполисах еще осталось место для этого чувства?
- Конечно, хоть в это и трудно поверить, когда живешь в сумасшедшем ритме огромного города. Я думаю, что жить в Москве – это большое счастье, потому что ни один другой город в мире не даст тебе таких возможностей и такой энергии. Проблема в том, что, погружаясь в эту жизнь без остатка, мы забываем о простых, но таких важных вещах. Мы бежим, спешим, боимся что-то упустить. Я не говорю, что это плохо. Но мы откладываем жизнь на потом, думая, что дорогие нам люди будут рядом всегда. И иногда осознание того, что это не так, приходит слишком поздно. Мир, в котором мы живем, на самом деле полон любовью. Просто иногда, чтобы это понять, нужно остановиться и прислушаться.
Концерт Мироки и оркестра Сезарии Эворы пройдет в Москве 6 декабря в концертном зале клуба ICON-RED, Болотная наб. 9, стр. 1. Начало концерта в 19.45. Перед концертом в 19.00 пройдет мастер-класс “Учимся танцевать кизомбу с нуля”.