Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Евгений Герчаков: Заграница с ее сытой жизнью показалась мне дико скучной, это не для меня

Развлечения
Евгений Герчаков выступает перед зрителями на творческом вечере, посвященном его 65-летию
Евгений Герчаков выступает перед зрителями на творческом вечере, посвященном его 65-летию / Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости
Главного героя — французского шансонье и актера Ива Монтана, в чьем образе предстает Евгений Герчаков, окружают три великолепные женщины, сыгравшие в его судьбе знаковые роли: Эдит Пиаф, Симона Синьоре и Мэрилин Монро. С вопроса о женщинах и начался наш разговор с актером.

— Судя по тому, что вы женаты в третий раз, женщины в вашей жизни значат не меньше, чем в жизни вашего героя. Какой должна быть дама, чтобы привлечь ваше внимание?

— Она должна быть личностью, в присутствии которой я, Лев по знаку зодиака, забывал бы о своем величии и своем суперактерстве. Она должна быть яркой представительницей противоположного пола, то есть женщиной до мозга костей внешне и внутренне, интонационно и по поступкам. Ей совершенно не обязательно меня хвалить, но мне важна ее любовь. Хотя один мой герой в спектакле по пьесе Андрея Максимова говорил: «Любовь — средство борьбы с одиночеством. Мы умираем в одиночестве, рождаемся в одиночестве».

— Ну, вы-то не одиноки, у вас — трое детей. А самый младший, 13-летний Герчаков уже играет в театре...

— Я родил сына для династии. Он очень достойный, абсолютно комедийный артист. Симпатичный. С головой. Играет в «Новом Арт Театре», и ему это нравится.

— Вы работали во многих театрах — Театре Советской армии, «Эрмитаже», «У Никитских ворот», «Театре Луны». Что двигало вашими перемещениями?

— Желание играть достойные роли. Каждый театр — это новая площадка, которая требует впускания свежей энергии, чтобы зрителя захватило «с потрохами». В самом начале пути я прошел через гигантскую сцену Театра Советской армии, после этого меня трудно было чем-то напугать. По сцене этой скакали лошади, двигались тачанки с пулеметами, а через «танковый подъезд» въезжали настоящие танки. И в какой-то момент мне захотелось чего-то более камерного. Тут важно было не бояться, сделать шаг в новое. Я ушел в «Эрмитаж», где работали Роман Карцев, Виктор Ильченко, Любовь Полищук, где ставились великолепные спектакли психологической клоунады. Там тоже энергия хлестала через край, но совсем другая. Сколько же я там получил пощечин! У меня была сцена, в которой два интеллигента беседуют с помощью этих самых пощечин. Пятьсот спектаклей в «Школе клоунов»! Я научился по жизни держать удар и отвечать на таковой собственным. После уютного «Эрмитажа» снова захотелось на большую сцену. Бросив все, уехал по контракту работать в Женеву, играл там в драматическом театре роль Зигмунда Фрейда на французском, которого не знал. Но сытая заграница — не для меня, она показалась дико скучной. Мне потом и в Америке предлагали остаться. Но зная перипетии Савелия Крамарова, я понимал, чем это может закончиться. И сегодня я счастлив, что нахожусь на своем месте и в своей стране. До такой степени в своей, что даже в Израиле не был ни разу (смеется).

— В кино мы знаем вас как яркого комедийного артиста. А в театре вы играете серьезные драматические роли. Что же все-таки вам ближе?

— В кино я впервые попал на фильм «Мама», ныне уже культовую детскую картину. Съемки были интересные и сложные. Люся Гурченко, например, сломала ногу, играла в гипсе до бедра полфильма. Хорошо помню разговор с собственной матерью, драматической актрисой: «Мама, меня пригласили в кино». — «Женечка, как я рада. Что за роль?» — «Сказка. Волк и семеро козлят». — «А кто играет?» — «Гурченко — коза». — «Женя, на козла не соглашайся!» — «Мама, мне предложили барана». — «Женя, это же совсем другое дело!» Роль эта была полностью импровизированная, в сценарии ее не было.

Герчаков (в центре) в музыкальном фильме-сказке «Мама» (1977). После сыгранной им роли Барана за ним прочно закрепилось амплуа комика Герчаков (в центре) в музыкальном фильме-сказке «Мама» (1977). После сыгранной им роли Барана за ним прочно закрепилось амплуа комика / Кадр из фильма «Мама»

— После этого фильма все роли, которые вам предлагали в кино, были комедийными...

— Я попал в «амплюа», как любила говаривать моя мать. И из этого амплуа было не так просто выбраться. Толчок в этом направлении мне дал разговор с Савелием Крамаровым, который в то время уже был безумно популярным. Я признался ему, что очень хотел бы сыграть трагедийную роль. А он ответил: «А я всю жизнь хотел сыграть Гамлета. Но представляешь, как я, кося глазом, выхожу на сцену и произношу: «Быть или не быть?» Так что, Женя, бараном ты в кино родился, бараном и пом решь». И меня это зацепило. Комика ведь публика воспринимает не совсем адекватно, поэтому и смеется над ним: ох, упал! ох, какие уши! ох, какой нос! Кстати, форма моего носа стала «греческой», потому что меня однажды шарахнули по нему палкой. До этого нос был другим. И вот я начал бороться с этим самым «амплюа».

— И победа осталась за вами.

— Да, потому что в итоге я сыграл очень много трагических ролей, что было непросто. В комедии надо чувствовать природу юмора, стиль режиссера, иметь вкус. А в трагедии нужно сердце развернуть, и потом вовремя закрыть, чтобы не умереть на сцене. Я сыграл царя Эдипа и Софокла — великие трагические роли. Я сыграл Холстомера, Короля Лира, Аристотеля, Парфюмера. А после таких ролей уже неловко играть белиберду. В последней премьере в «Театре Луны», где служу более 20 лет, сыграл короля сюрреализма Сальвадора Дали. Этот трагический спектакль «Дали и испанская королева из Казани» я всегда играю как премьеру. Эта моя боль. Тем более, что я на Дали — в гриме — очень похож.

— Я знаю, что небольшой шрам у вас на подбородке остался после того, как вы... напоролись на нож. Вы всегда были таким экстремалом?

— Экстремалом я был в детстве. Например, тонул в Тихом океане, в Петропавловске-Камчатском, где служил мой отец, капитан первого ранга. Мы с пацанами ходили кататься на льдинах. Прошел катер, меня смыло волной — в валенках и ушанке. Захлебывался, шел на дно, перед глазами плавали какие-то зеленые червячки. Но как-то в мокрых валенках все-таки сумел доплыть метров двадцать в ледяной воде до берега. Меня увидела соседка. Дальше было растирание спиртом, а на следующий день — школа. Я и не чихнул ни разу. В юности, первый раз сев на мотоцикл, я проехал метров триста, перелетел через бордюр в кусты роз, вышел оттуда весь окровавленный. Потом мотоцикл какого -то наркомана въехал уже в мою собственную машину. Так что сегодня экстрим и всякого рода походы я очень не люблю. Даже и не зовите!

— Среди режиссеров, с которыми вы работали, был Алексей Герман. Какое он произвел на вас впечатление, чему научил?

— Фильм «Трудно быть Богом» — тяжелейшая картина, и, на мой взгляд, не во всем получившаяся. Но Герман остается великим Германом. Я там играю философа. Мы снимали ее десять лет, четыре года фильм лежал на полке, его озвучивали и переозвучивали. Однажды я спросил у Германа: «Скажите, пожалуйста, а когда мы заканчиваем?» Он ответил: «Евгений Аркадьевич, как вам не стыдно? Вы за эти восемь лет третий раз женились, у вас родился сын, вы стали народным артистом, вы играете Короля Лира в театре. Поэтому хватит выпендриваться!» (словцо, естественно, было произнесено более ругательное). После съемок у Германа я стал другим человеком, по-другому стал сниматься, относиться к себе. С гораздо большим уважением. Профессия артиста — затертая и зависимая. Когда ты рождаешься в СССР, то окружен комплексами с самого начала. Я начал бороться с этими комплексами как раз в период съемок в фильме «Трудно быть Богом». В результате у меня остался единственный комплекс — комплекс полноценности.

— В кино подобный по драматизму материал, который вы хотите сыграть, сегодня есть?

— Есть вещь, написанная специально на меня. Я хочу сыграть великого режиссера Мейерхольда.

— В комедии «Бабушка легкого поведения», продолжение которой сейчас будет сниматься, вы играете дядю главного героя, который переодевается в женщину. Вам тоже приходилось переодеваться перед камерой. Легко ли мужчине играть женскую роль?

— Я все время подбадривал Александра Ревву, который в нашем фильме переодевается в старушку. Я своих старух уже сыграл. И в фильме «Стару-ха-рмса», и в «Ширли-Мырли». И в «Клубничке» играл мужика, переодетого в женщину. Быть женщиной перед камерой непросто. Поэтому я так ценю единственный в своем роде приз «За лучшую женскую роль», который я получил за работу в картине «Стару-ха-рмса» на «Киношоке».

СПРАВКА

Евгений Герчаков родился в 1949 году в Находке в семье моряка и драматической актрисы. Окончил факультет актеров Театра музыкальной комедии Училища имени Гнесиных. Служил в Центральном театре Советской армии и «Театре Луны», работал в антрепризе. Снялся без малого в сорока фильмах.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.