Доверие и вероломство: новое прочтение старой пьесы
Постановщики бережно отнеслись к исходному материалу – оскароносной кинодраме Федерико Феллини «Ночи Кабирии» (1957) с восхитительной Джульеттой Мазина в заглавной роли, но копировать ни драму, ни актрису не стали.
Содержание фильма кинорежиссер Григорий Козинцев сразу после просмотра определил так: «О людях. О времени. О жизни. И, как все итальянские картины, о том, что так жить нельзя».
Спектакль режиссерского дуэта Лаптевой–Колесниченко о том же, но с одной важной поправкой: речь в нем идет о нашем времени и о нашей жизни, хотя события разворачиваются на окраине Рима. Очень уж итальянские события 60-летней давности похожи на наши периода расцвета «общества потребления», о котором мечтали все, но доступно оно оказалось лишь немногим.
Московские «Ночи Кабирии» – пронзительный и одновременно очень трогательный спектакль о бесконечном человеческом доверии и бесконечном человеческом вероломстве, с последним, к сожалению, мы встречаемся намного чаще, чем с доверием. По духу и силе спектакль «Табакерки» близок оригиналу, а по энергетике порой его превосходит.
«Ночи Кабирии» – спектакль очень театральный. Чудо его успеха, думаю, в том, что произошло редкое сценическое единение талантливой режиссуры, образной сценографии (Ольга Рябушинская), изобретательной хореографии (Николай Реутов), которая связывает отдельные сцены в цельный спектакль и ансамбля молодых драматически и пластически одаренных артистов. И конечно, духа необыкновенной студийности в отношении к своему делу, заложенному отцом-основателем Олегом Табаковым в свой театр и в его актеров, своих учеников.
Значительная доля успеха спектакля приходится на образ Кабирии, который в исполнении молодой актрисы Натальи Поповой (точное режиссерское попадание!) превратился в живую полную любви и страдания молодую женщину нелегкой судьбы.
Не подражая первой исполнительнице этой роли, Попова создает свою Кабирию. Ее героиня остра на язык, вульгарна и драчлива. Вопреки цинизму ее древней профессии, Кабирия Поповой доверчива и по-детски простодушна. Она хочет всего лишь жить, а не существовать («Наивный мир наивных грёз!»). И сколько судьба ее ни испытывает, сколько ни учит, она продолжает верить в людей: их доброту, верность и порядочность. Даже тогда, когда встречается со своим возможным будущим в лице старой, опустившейся товарки по профессии Бомбы (Евдакия Германова), Кабирия не теряет надежды и природного оптимизма. Ее сердце ждет любви, но мир жесток…
Среди других исполнителей следует назвать дуэт Олеси Ленской и Никиты Уфимцева (певица Джесси и киноактер Альберто Лаццари), Анастасию Богатырёву и Алёну Гончарову (подружки Кабирии по панели), а также Максима Сачкова, с выдумкой сыгравшего дерзкого, наглаватого, но не лишенного обаяния Сутенёра.
Замечательно сделана финальная сцена спектакля. После очередного удара судьбы Кабирия Поповой не уходит побитой собакой, а в духе времени швыряет деньги в лицо своему очередному обидчику Оскару, блестяще сыгранному Василием Бриченко. Это ли не «живое чувство», позволяющее «человеку быть человеком», о чем не устает повторять Олег Табаков, и happy end одновременно!
Пока есть в Москве такой театр, как «Табакерка», есть такие актеры и есть такие спектакли, за судьбу столичного театрального искусства можно не беспокоиться.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен