Большой театр рассказал сюрреалистическую историю жизни Рудольфа Нуреева
Судьба великого артиста настолько потрясла Кирилла Серебренникова, что он как-то заявил: «Эстетически я легко соотношу себя с ним», и, судя по глубоко личной интонации «Нуреева», это не пустые слова. Так что сценарий спектакля режиссер написал сам. Музыку — проникновенную, образную, пластичную, ставшую эмоциональной основой спектакля, — сочинил молодой композитор Илья Демуцкий, изящно включив в партитуру темы классических балетов, в которых танцевал Нуреев. Под руководством маэстро Антона Гришанина музыка звучит повсюду: на сцене, за кулисами, из оркестровой ямы в зал.
Балет «Нуреев» — это пластико-драматический портрет мятущейся души великого танцовщика, а не иллюстрация писем и многочисленных книг о нем. Спектакль, сделанный в форме «сюрреалистического шоу», рассказывает и о «прыжке в свободу» во время гастролей Мариинского театра в Париже, и о причинах столь отчаянного шага, а также о многообразном творчестве Нуреева, его душевных привязанностях и земных пристрастиях, о смертельной болезни и угасании.
Непосвященные зрители могут следить за душевными метаниями художника, за его одиночеством в толпе, а зрители, знакомые с биографией артиста, видят в окружающих его персонажах реальных людей, в ассоциациях — известные факты и обстоятельства его биографии.
Судя по реакции зала, балет интересен и тем, и другим. Но это еще и спектакль о любви «неистового Рудольфа», всепоглощающей и страстной, к человеку, театру, жизни, свободе, искусству… Но прежде всего — к танцу.
Необычность спектакля, о которой так много сказано и написано, видится прежде всего в непривычном для Большого театра зрелище, когда на прославленной сцене разом представлены все виды сценических искусств и постановочных достижений. Сквозным действием и композиционным каркасом спектакля стал аукцион, на котором распродается имущество великого танцовщика. За каждым из лотов – эпизоды его жизни: от уроков в Ленинградском хореографическом училище со всеми атрибутами советского бытия (портреты вождей, песни о родине в исполнении дам с халами на голове, танцы комсомольцев-производственников в комбинезонах) до его последней постановки в «Гранд-Опера» – балете «Баядерка».
Печальной выглядит финальная сцена прощания великого танцовщика и хореографа с артистами и зрителями. Уже совершенно больной Рудольф Нуреев дирижирует «Баядеркой», музыка затихает, а он продолжает дирижировать тишиной…