Расследование вместо преследования
[b]Правдивую историю о том, как простой телеведущий начала 1950-х победил сенатора Маккарти и не получил взамен ничего, кроме уважения коллег, рассказал в своем втором режиссерском опыте «Доброй ночи и удачи» Джордж Клуни.[/b]Герой фильма, тележурналист Эд Марроу, блистательно скупо сыгранный Дэвидом Стрэтхерном, существовал в действительности. Ему подражали, им восхищались, его передачи имели высокие рейтинги. Так что прославился он отнюдь не только телепоединком с фанатиком-сенатором.Однако, победив его (после нескольких передач сенатора все-таки «ушли»), он и сам расплатился за смелость: его вынудили мелькать на ТВ пореже, а коллектив, казавшийся таким веселым и сплоченным, довольно быстро развалился.Еще история правдива потому, что отец самого Клуни – телерепортер-либерал, в молодости восхищавшийся мужеством Марроу; снимая свой фильм, голливудский красавчик, наверное, чувствовал, что отдает и сыновний долг.Самый сексуальный мужчина планеты, как титуловал Клуни журнал People, здесь старается быть как можно незаметнее: сам он играет типичного студийного редактора, полнеющего очкарика с добрыми умными глазами, – порядочного человека, прекрасно понимающего, в каком мире он живет.В Америке 1950-х, точь-вточь как в нашей сегодняшней реальности, спецслужбисты могли открыто прийти к хозяину телеканала и тихим дружелюбным голосом посоветовать не нарываться на неприятности. Ну а хозяину приходилось напоминать поборникам свободы – журналистам, что существуют они на его денежки и потому должны выполнять его пожелания.Фильм Клуни вполне актуален – идеи маккартизма пустили корни и процветают до сих пор. Хотя проблема, конечно, не в защите коммунизма, на который и нападал Маккарти, а в неприятии любого государственного преследования инакомыслия. «Расследование не означает преследования», – справедливо замечает с экрана Эд Марроу.Едва появившись, фильм успел собрать множество призов в США и Европе, а теперь претендует и на «Оскара». В этом внушительном списке есть один не слишком заметный, зато наверняка греющий сердца опытных киноманов.Это приз Гильдии продюсеров США имени режиссера Стенли Крамера. Зрители старшего поколения, конечно же, помнят социальный пафос фильмов «Скованные одной цепью», «Благослови зверей и детей», «Оклахома как она есть» и других картин мэтра критического кинореализма, гневность его критических стрел и мужество, с которым он проповедовал идеалы американской демократии. Именно к этим традициям социальной критики обращается суховатый разговорный черно-белый фильм Джорджа Клуни, так бережно стилизованный под конец 1950-х, что может иногда показаться скучным.[b]«ОСКАРОВСКИЕ» ШАНСЫ[/b]. Гражданственный пафос фильма позволяет быть уверенным, что его наградят, хотя наверняка повторится казус, имевший место на фестивале в Венеции: там «Доброй ночи и удачи» был лидером зрительских симпатий, а главный приз все ж отдали другому конкурсанту, «Горбатой горе» Анга Ли. У картины Клуни – шесть номинаций, и по пяти из них (исключая приз «за лучший фильм года») она вполне может быть награждена.[b]РОССИЙСКИЙ ПРОКАТ[/b]. Фильм выходит на экраны 9 марта.