Среда, 17 января, 00:01
Небольшой Снегопад -8°
Работами руководила Ольга Владимировна Лелекова – реставратор, трудовая эпоха которой насчитывает не одно десятилетие

Шедевры древнерусских мастеров. Новая выставка в Доме Палибина

Фото: предоставлено организаторами выставки
Уходящий год для Института реставрации богат на юбилеи, и уже фактически под новогодье отметят тут новой выставкой и еще один юбилей, совершенно точно – один из самых значимых. Полвека назад началась дружба и сотрудничество реставраторов с Кирилло-Белозерским музеем-заповедником. И уникальные у этой дружбы были результаты…

Пожалуй, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике нет такой церкви, в которой не проводили бы работы сотрудники Института. В конце августа этого года в конференц-зале музея была открыта выставка «Сохранение древнерусской живописи. 50 лет сотрудничества с ГосНИИР», посвященная работам выдающихся российских реставраторов средневековой живописи, тех самых, которые дали второе рождение фрескам Дионисия в Ферапонтовом монастыре, а также другим бесценным памятникам древнерусского искусства. И вот теперь – самое главное! В конце декабря специалисты и публика смогут увидеть эту выставку в Москве, в выставочном зале Института реставрации! 

лучшие мастера-реставраторы отдали Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику свои силы и умения. О.В. Лелекова, Е.М. Кристи, В.В. Баранов, Н.Л. Ребрикова, Ю.А.Рузавин, А.Н. Агарков, Д.С. Головкова – благодаря их стараниям возвращались к жизни настоящие шедевры искусства! До сих пор продолжает вести реставрационную деятельность в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и Николай Георгиевич Брегман.

Это ведущий специалист ГосНИИР, реставратор высшей категории, член Научно-методического совета Министерства культуры России. По его словам, именно их плеяда реставраторов работала «на местах», не увозя иконы из церквей. Почему так? Да все просто: 

- Потому как бывали случаи, когда памятники древнерусского искусства после их реставрации просто не возвращали обратно, - объясняет Николай Георгиевич. 

С какими только ценностями не приходилось сталкиваться сотрудникам ГосНИИРа за эти годы… А в конце 90-х именно им было поручено проведение работ по реставрации росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы (Музей фресок Дионисия). Эти росписи принадлежат к числу наивысших достижений древнерусской художественной культуры. В итоге комплексных исследований Института и применения принципов реставрации станковой живописи на памятнике с уникальной монументальной росписью была разработана и практически реализована  методика реставрации и консервации с щадящими методами очистки поверхности красочного слоя.

Исследование и разработка методики консервации проводились в течение трех лет. Красочный слой обследовался на лесах с помощью операционного стереомикроскопа. Было установлено, что аварийным состояние красочного слоя было признано из-за «меления». Такой подход к определению сохранности красочного слоя настенной живописи Дионисия оказался ошибочен, потому что меление является изначальным признаком темперной живописи на стене, которой завершилась работа мастеров росписи Ферапонтова. Укрепление производилось лишь на участках со следами деструкции, где красочный слой потерял связь с левкасом, и его поверхность разрушена на заметную глубину. 

Но все получилось, да еще как! О высочайшем уровне выполненных работ в Музее фресок Дионисия свидетельствует Государственная премия Российской Федерации 1999 года, полученная сотрудниками Института за работу в 1998 году по реставрации росписей Дионисия. Такая оценка не случайна – когда за дело берётся настоящий профессионал, результат всегда положительный. Здесь же реставрационными работами руководила Ольга Владимировна Лелекова – реставратор, трудовая эпоха которой насчитывает не одно десятилетие! 

- Наследие Ольги Владимировны Лелековой – велико! – подчеркнул генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Николаевич Шаромазов. – Ее достижения очевидны и общепризнанны – прежде всего, по сохранению памятников православной древнерусской живописи, имеющих мировое значение.

Ольги Владимировны не стало два года назад. Два центральных ее проекта, рассказывает Шаромазов, в которых она  участвовала как  руководитель и непосредственный реставратор, – это реставрация и последующее сохранение  росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года) и комплекс работ над иконостасом Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 года). Уникальный цикл ферапонтовских фресок 1502 года потребовал в качестве подготовительного этапа консервации детального изучения техники и материалов Дионисия.

Научный метод О.В. Лелековой позволил достичь впечатляющих результатов при выполнении этой реставрации. Кроме того, Ольга Владимировна была активно публикующимся ученым, она – автор без малого ста работ, приглашенный эксперт в ведущих музеях мира, ее авторские методики практической реставрации ждут своих продолжателей, которые могли бы применить опыт и достижения Лелековой для сохранения древних живописных памятников как в России, так и за рубежом. 

На выставке можно не просто увидеть фотографии икон, которые были восстановлены в разное время, но и познакомиться с некоторыми аспектами современных подходов к сохранению художественно-культурного наследия древнерусских мастеров. Представлены  фотоматериалы по истории исследования и консервации стенописи Дионисия; традиционная  документация, обязательная при реставрации памятников, а также – новые формы, используемые при реставрации: макрофотографии, микро-съемка красочного слоя, дающая представление о палитре мастеров, современные формы цветной цифровой фотофиксации, большие по масштабу воспроизведения фрагментов живописи, недоступные взгляду обычного посетителя. 

Открытие выставки состоится 26 декабря 2017 года в 16.00 в выставочном зале ГосНИИР в Доме Палибина (ул. Бурденко, 23). Выставка будет работать до 09 февраля 2018 года

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Новости СМИ2

Загрузка...

Новости Финам

Новости партнеров

Новости СМИ2

Новости партнеров