Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно

Общество
Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно
Москвичка Надежда Борисова регулярно вместе с друзьями занимается йогой. Это отличный способ расслабиться и отвлечься от суеты большого города / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Впереди Новый год, и многие москвичи хотят похудеть или набрать форму, чтобы красиво выглядеть на корпоративе. По данным Ассоциации профессионалов фитнеса, в столице посещают платные спортивные клубы уже около 12 процентов взрослого населения. В какую сторону столичный фитнес будет расти? Об этом рассуждают эксперты отрасли.

Что представляет из себя фитнес-индустрия столицы? Это циничный бизнес, призванный «выкачать деньги из населения» или реальная услуга, позволяющая набрать форму и улучшить здоровье? Понятие «фитнес» пришло в Россию в начале 1990-х.

— Создатели новой индустрии сразу попытались придать ей шарм занятия для богатых, — улыбается фитнес-тренер, кандидат в мастера спорта по тяжелой атлетике Виктор Кравец. — Ведь 1980-е были временем подвальных «качалок».

А «качок» был синонимом мелкого бандита.

Первый клуб мирового уровня в Москве открылся на улице Житной в 1993 году и снискал себе славу в среде «новых русских». Это был World Class — впоследствии лидер отечественной фитнес-индустрии. Таким образом, фитнес в Москве стал развиваться по так называемой английской модели, удовлетворяя потребности в физической активности сначала наиболее обеспеченных слоев населения, а уже потом — всех прочих. В США же, напротив, рынок вырос из маленьких и общедоступных тренажерных залов, во многом благодаря государственной поддержке и пропаганде здорового образа жизни.

— В Штатах первым фитнес-клубам государство обеспечило очень хорошие условия для развития, а у нас это на 100 процентов коммерческая среда, просто бизнес, — рассказывает маркетолог компании SFS-management Ольга Дивеева. — Впрочем, похоже, здоровье входит в моду и становится образом жизни.

Подключился средний класс

Вплоть до 2005 года московская индустрия фитнеса зарабатывала в основном за счет элитного сегмента. Но в середине «нулевых» стало ясно, что эта ниша практически заполнена. Столичным коммерсантам скорее пришлось, нежели захотелось обратить внимание и на средний ценовой сегмент рынка. А он, кстати, остается относительно свободным и по сей день. По данным консалтинговой компании «АМИКО Ресерч», сейчас он заполнен всего лишь на 20 процентов, что делает его наиболее перспективным.

Тем более что средний срок окупаемости вложений в фитнес-центр сейчас, по подсчетам экспертов, составляет два-три года.

Затем фитнес, что называется, пошел в массы.

Появились недорогие клубы: «Зебра», «Фитнес Гуру», WeGym, «Фитнес Тайм» и другие для относительно небогатых людей (см. инфографику).

Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно Женщины сбросили лишние вес, выполняя простые упражнения в виде отжиманий, приседаний и наклонов всего по 30-40 минут в день. / Фото: Антон Гердо

Бицепсы со скидкой

А последний кризис, начавшийся в 2014 году, вывел на рынок первую дискаунт-сеть. За первый месяц занятий платишь 4500 рублей. За второй и последующие — всего 1500.

— В фитнесе 80 процентов спроса приходится на тренажерный зал, 20 процентов — на «надстройку» в виде бассейна и сауны, которыми не пользуются подавляющее большинство посещающих тренажерный зал, — пояснил владелец сети Тихон Косых. — При этом основные затраты приходятся как раз на содержание «дополнительной» инфраструктуры. Поэтому первым делом он отказался от бассейна, сауны, кабинета красоты и детской комнаты. Только зал, клиенты, и никакой толпы сотрудников.

Чтобы сократить издержки, Тихон решил открывать клубы исключительно в торговых центрах.

— Финансово-экономический кризис изменил отношение собственников к таким арендаторам, как мы, — они готовы видеть нас в качестве «якорей», — говорит Косых. При этом подойдет не любой ТЦ: нужны высокие потолки, бесплатная подземная парковка, витринные окна.

В последнее время на рынке наметилась и еще одна тенденция: старожилам стали составлять конкуренцию непрофессионалы. Особенно имеющие доступ к одному из ключевых для этого вида бизнеса ресурсов — объектам недвижимости с удобным расположением. Например, строительный концерн «Крост» развивает собственную сеть фитнес-клубов Else Club. Недавно группа компаний «МИАН» открыла сеть фитнес-клубов Terra-sport. Смысл прост: строится жилой комплекс, и тут же открывается клуб. Как сообщили в пресс-службе компании, планируется дальнейшее развитие сети и открытие новых клубов.

Появилась и еще одна тенденция: крупные игроки рынка, охваченные желанием заполучить клиентов среди представителей все более широких социальных слоев, уже ринулись на новые для себя территории. Так, в 2006 году Ольга Слуцкер, тогдашний президент сети World Class, а ныне президент «Русской Фитнес Группы», основала более демократичную сеть «ФизКульт».

Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно Женщины сбросили лишние вес, выполняя простые упражнения в виде отжиманий, приседаний и наклонов всего по 30-40 минут в день. / Фото: Антон Гердо

Арендодатели очень жадны

Что мешает развитию фитнес-индустрии? Одна из главных проблем — слишком дорогая аренда.

— С одной стороны, понять девелоперов можно.

Они построили офис или торговый центр, взяв кредит в валюте. И отдавать тоже нужно в валюте, а курс доллара и евро, как известно, за последние три года вырос вдвое. Поэтому цену для фитнес-клубов они тоже выставляют в долларах.

А клубы ее просто не тянут, ведь доходы у них руб левые, — сетует Ольга Слуцкер. — С другой стороны, многие девелоперы, к сожалению, просто страдают жадностью. Проводя переговоры, я не перестаю повторять, что хороший, стабильный фитнес-клуб на первом этаже всегда увеличивает привлекательность вашего офиса или жилого комплекса. Люди хотят жить и работать там, где есть возможность поддерживать свою спортивную форму! Нишу клубов-дискаунтеров она оценила как очень перспективную.

— Доходы большинства населения действительно не растут. Поэтому когда появляется возможность тренироваться за 1,5–2 тысячи рублей в месяц — это великое благо, — считает Ольга Сергеева.

Проблема, по ее словам, в том, что эти клубы, чтобы окупаться, должны иметь очень высокую проходимость. А обеспечить ее сложно. Ведь многие небогатые люди, на которых подобный фитнес рассчитан, часто не настолько задумываются над своим здоровьем, чтобы ходить в спортзал. К тому же клубы-дискаунтеры вынуждены жестко экономить на персонале. Между тем тренажеры сейчас настолько сложные, что разобраться в них, не имея опыта занятий, очень проблематично. И возникает ситуация гипермаркета: много людей, много товаров, а продавцов не видно и спросить о качествах того или иного товара просто не у кого. Так и в спортзале. Неподготовленных покупателей фитнес-услуг отсутствие тренеров может отпугнуть.

Кстати, о тренерах…

Его задача — клиенток развлекать

Олеся три года проработала на ресепшен крупного фитнес-клуба.

— Все наши тренеры — молодые симпатичные качки, но спортивного образования никто не имеет. Только курсы, — рассказывает Олеся. — На самом деле их задача — не тренировать, а просто показать, как пользоваться тренажерами, и развлекать клиенток. Ну, знаешь, улыбка до ушей и сплошной позитив. В общем, важно создать атмосферу. Ты думаешь, в фитнес идут тренироваться? Большинство идет хорошо провести время: поболтать, посмеяться, посидеть в баре с белковым коктейлем. А потом всем рассказывать, что ты фитнесом занимаешься. Тех, кто занимается реально, меньшинство, и они, как правило, сами хорошо знают, что и как им делать, составляют себе программы сами.

Как пояснила Олеся, романы тренеров с клиентками — особенно женщинами за сорок — явление заурядное.

— Тут такие страсти кипят! Иногда даже мужья разбираться приезжают, — смеется Олеся. — Парни у нас хорошие, веселые, но профессионалами я бы их не назвала. Скорее — аниматорами. Помню к нам пришел дядечка лет 50, мастер спорта по спортивной гимнастике. Его не взяли: старый слишком, не накачанный. А нужны такие, чтоб клиенткам нравились! Ольга Слуцкер добавляет: — Проблема профессионализма кадров действительно существует. Не зря мы в наших сетях создали целую систему повышения квалификации тренерского состава, — пояснила эксперт. — На самом деле квалификация тренеров зависит от сети. Если это серьезная компания, то попасть на работу можно, только имея профессио нальное образование. Просто со спортивной фигурой — как единственным активом — вы не устроитесь.

Как пояснила Ольга Сергеевна, фитнес-индустрия Москвы — в плане подготовки тренерского состава — идет по пути Европы.

— В США, например, есть традиция, когда клиенты фитнес-клубов становятся тренерами на общественных началах, — пояснила эксперт. — В Европе все намного сложнее. Мы однажды открыли свой клуб в Монако, но тренеры не могли начать работу, пока не получили местные сертификаты. В Москве скорее, как в Европе. Успех занятий зависит не от тренажеров, а по большей части от наставника.

Откуда приходят тренеры в фитнес-индустрию? Как правило, это выпускники институтов физкультуры и «спортивных» техникумов.

— И всем им нужно сразу идти в специальные лицензированные школы, — рассказывает кандидат биологических наук, преподаватель лицея «Ученый фитнес» Александр Мирошников. — Потому что в клубах сейчас используется более двухсот разных тренажеров, о которых в Институте физкультуры даже не слышали.

По мнению Александра Борисовича, в большинстве известных московских клубов работают тренеры очень высокой квалификации.

— Да, ты не сможешь в приличном месте работать, если постоянно не проходишь курсы повышения квалификации, — поясняет эксперт. — Таков на рынке фитнес-услуг закон.

Денис Мирошниченко, эксперт портала openbusiness.ru, уверен: — Даже при высокой насыщенности они все еще обладают возможностями роста. В первую очередь это касается фитнес-клубов со стоимостью абонемента до 50 000 рублей, то есть представителей сегментов «Комфорт», «Эконом» и «Лоу-кост». Говоря о Москве, следует также отметить высокую насыщенность в пределах Центрального округа, в то время как окраинные спальные районы охвачены значительно меньше.

Как пояснил эксперт, уровень инвестиций в открытие фитнес-клуба значительно отличается в зависимости от ценового сегмента, в котором он планирует работать. На запуск проекта в сегменте «Премиум» может потребоваться более 200 млн рублей, для сегментов «Бизнес» и «Комфорт» эта сумма может находиться в пределах 80–100 млн рублей, а для небольшой фитнес-студии — всего 5–7 млн рублей. Такие средства есть даже у представителей малого бизнеса, а значит, «качалки» будут приходить и на окраины.

— Рост популярности фитнеса — общемировой тренд, — пояснил Мирошниченко. — К тому же здоровый образ жизни активно пропагандирует государство, что способствует развитию фитнес-услуг.

Кандидат социологических наук преподаватель МГУ Евгений Золотарев, добавляет: — Для немалой части москвичей посещение дорогого фитнес-клуба — это демонстрация социального статуса. Даже в условиях кризиса люди не готовы отказываться от фитнес-центров: в первую очередь это касается сегментов «Люкс» и «Премиум». Годовой абонемент в престижный спортивный клуб сегодня такой же атрибут благополучия, как дорогая иномарка. Отказаться психологически очень сложно.

Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно

Экипировка — это чистый маркетинг

Огромная часть фитнес-индустрии — производство экипировки. Майки, спортивные трусы, носки, кроссовки, сумки, перчатки… — Экипировка — это чистый маркетинг. Никакого отношения к успеху в занятиях она не имеет, — уверен фитнес-тренер Ярослав Лаушкин. — Больше того: она часто даже мешает.

Синтетические майки, которые почему-то выпускают известные бренды, например, не впитывают пот. Тело не дышит и во время занятий перегревается. Тем не менее почти в любом фитнес-центре — настоящий показ мод: люди хвастаются фирменными маечками. При этом, чтобы заниматься, вполне достаточно обычной хлопковой майки и шортов.

Впрочем, как пояснил эксперт, новая экипировка нередко служит стимулом… не бросать занятия. Особенно для женщин.

— Она покупает новые кроссовки или купальник для бассейна, и ей, конечно, хочется обновки надеть, — рассуждает Ярослав. — А куда надеть? В фитнес-центр. Правда, если других стимулов нет, то на одной смене экипировки долго не продержишься.

Отдельная история — спортивное питание. «Настоящий» фитнес-мен постоянно ест какие-то энергетические батончики, с важным видом рассуждает о витаминных комплексах.

— Индустрию фитнес-питания подкосила девальвация рубля, — пояснил Ярослав Лаушин. — Зато произошло импортозамещение — появилось много отечественных препаратов — например, аминокислотных. Качество их хуже, но цена приемлема. Правда, спортивное питание постепенно теряет популярность. Оно помогает набрать форму лишь в 10–15 процентах случаев.

Впрочем, как пояснил эксперт, сейчас набирает популярность еще одна тенденция: спортивное питание с доставкой на дом. Заказ — через интернет. Это уже не белковые препараты со вкусом ванили, а ресторанные блюда.

— Меню составляет диетолог. Он же рассчитывает калорийность, количество белков, жиров и углеводов, — поясняет Ярослав. — Как и в любом ретейле, здесь есть свои «бутики» с ограниченным количеством дорогих блюд, вроде запеченных крабов, и свои дискаунтеры, где выбор блюд огромен, и стоят они всего по 50–100 рублей. Вот только сегодня я заказал себе завтрак, обед и ужин на два дня. Блюда в холодильнике, буду разогревать по мере необходимости.

Как пояснил эксперт, спортивное питание давно ушло от куриной грудки. Появилось множество очень вкусных и полезных для здоровья блюд.

В общем, фитнес сегодня — это огромный бизнес. От «особых» стелек в кроссовки до сетей с миллиардными оборотами. «Фитнес — это вековечная мечта человека о бессмертном теле», — сказал однажды писатель Александр Проханов. Как и всякая настоящая мечта, она, конечно, недостижима. Но мы будем идти к ней всегда. А значит — фитнес-индустрия вечна.  

ПЯТЬ СОВЕТОВ

Как похудеть к Новому году

— Смените режим питания. Ешьте меньше, но чаще — через каждые три часа

— Пейте больше жидкости: не меньше 35 мг воды на килограмм массы тела в сутки

— Откажитесь от всего мучного, сладкого, жирного

— Делайте в день не меньше 10 тысяч шагов

— Регулярно тренируйтесь под присмотром тренера

По данным Ассоциации профессионалов фитнеса PFA

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.