Электрички обедают
Примерно с 11 до 13 часов по будням на большинстве направлений жизнь замирает. Ни уехать в область, ни вернуться в столицу невозможно.
Представьте себе всеобщее возмущение, если бы так работал, скажем, столичный метрополитен. Или бы все автобусы города средь бела дня отправлялись по команде в гараж. А для железнодорожников это нормальный график. Они объясняют: ежедневное технологическое окно необходимо для диагностики оборудования, мелкого ремонта, проверки путей и инфраструктуры. Заниматься этим удобнее всего днем. И занимаются, потому что монополисту чихать на проблемы пассажиров. А электрички в «обед» без дела томятся на вокзалах.
Та же картина была и десять, и двадцать, и пятьдесят лет назад. В советское время мертвый час на железной дороге был хоть как-то объясним. Все трудились в госучреждениях с более-менее схожим графиком работы. В полдень поток потенциальных пассажиров действительно мелел. Но с тех пор все кардинально изменилось. Магазины открыты круглосуточно, многие учреждения – по двенадцать и более часов. Жизнь в Москве бьет ключом в режиме 7/24. Но люди по-прежнему вынуждены строить свой день с учетом желания железнодорожников работать по старинке.
Да, 150 лет назад, на заре развития железнодорожной сети, в московском регионе профилактические работы велись только в светлое время суток. Потому что не было освещения, а интенсивность движения не шла ни в какое сравнение с сегодняшней. Слава богу, вопрос электрификации большинства железнодорожных станций столицы давно решен. А туда, где нет фонарных столбов, можно в любое время подогнать мощные прожекторы. Так что дневное «обеденное» окно можно спокойно переносить на ночь. По такому графику прекрасно работает столичная подземка, метрополитеновцам и в голову не приходит перекладывать на пассажиров свои технологические проблемы.
Кстати, эти столь «необходимые» профилактические часы были легко сокращены, когда в аэропорты столицы отправились аэроэкспрессы. Например, на Савеловском направлении они, в отличие от простых смертных электричек, и в «обед» ходили регулярно. Это вызывало естественные вопросы.
Лишь в последние годы дело начало сдвигаться с мертвой точки. Благодаря закрытию на осмотр разных путей в разное время ликвидированы дневные «окна» на Ярославском, Киевском и Савеловском направлениях. Рано или поздно электрички перестанут «обедать» повсеместно – это неизбежно в эпоху бурного развития и совершенствования столичного общественного транспорта. Очень хочется, чтобы это случилось как можно быстрее. Ведь машинист электрички – не простой бомбила, который едет на своей тачке обедать, как только ему приспичит.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции