Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Эксперты предсказали взрывной рост интернет-экспорта в столице

Общество
При приеме на работу будущим московским госслужащим назначают курсы в системе дистанционного образования
При приеме на работу будущим московским госслужащим назначают курсы в системе дистанционного образования / Фото: Екатерина Богма, «Вечерняя Москва»
Цифровой мир, в котором мы все живем, предполагает «оцифровку» всех сфер нашей жизни. Трансграничная торговля — не исключение.

По оценкам экспертов, потенциал роста российского интернет-экспорта поистине огромен: в ближайшие годы он должен вырасти в 20–25 раз. И это только по самым скромным подсчетам — лишь 0,4% всех российских предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) отправляют свою продукцию за рубеж. Для сравнения: в Восточной Европе таких 2%, в Великобритании или Германии — 7–8%, а в Китае, чуть ли не вся промышленность которого — сплошь МСБ (98,3%), эти предприятия вообще обеспечивают почти 70% объема экспорта страны. Так что расти есть куда. В том числе и московскому бизнесу, благо что треть всех отечественных МСБ-экспортеров — из Москвы. Для того же сравнения: внутренний рынок интернет-коммерции покрывается москвичами аж на 60%.

Перечень того, чем мы можем удовлетворить потребительский раж заграницы, изобилует стереотипами. Шапки-ушанки, матрешки, нефть — газ — лес, водка с икрой — вот, пожалуй, и все, что приходит в среднестатистический ум при упоминании отечественного экспорта. Список товаров, которые могут предложить на вывоз МСБ, кажется и вовсе мизерным.

— В какой-то момент мы устали отвечать на недоуменные вопросы и вложились в серьезное исследование, которое подробно пояснило, что представляет собой отечественный розничный экспорт, объем которого, на минуточку, около 400 млн долларов в год, — объясняет Илья Кретов, гендиректор известного маркетплейса eBay в России. — Половина от этой суммы — продажи в ближнее зарубежье, половина — в дальнее. Вторая цифра тоже делится примерно пополам. Первые 100 млн — это то, что продают изготовители, перепродавцы и интернет-магазины через свои каналы и сайты, вторые 100 млн — то, что уходит через маркетплейсы вроде нашего.

Причем это совсем не обязательно шапки и матрешки.

У нас огромное количество очень интересных производителей. Есть, например, девушка Оля, которая построила на нашей площадке целый экспортный ювелирный бизнес через разные логистические схемы со складами в Европе и Штатах. Есть дизайнеры молодые, которые продают интересную одежду. Есть люди, наладившие розничный экспорт тяжелой мебели. Есть очень интересные производители запчастей, например, московские ребята, делающие совершенно классные пластиковые обвесы, с помощью которых любой ≪Фольксваген Гольф≫ превращается в ≪Ламборджини≫. Недавно, насколько я знаю, даже открыли свой шоу-рум в Лос-Анджелесе.

Если учесть, что только у eBay сейчас порядка 170 млн покупателей по всему миру, интернет-экспорт действительно представляется довольно перспективным направлением.

Однако решаются на него, по словам Ильи Кретова, далеко не все:

—Масса предпринимателей даже и не думают в этом направлении. Мол, продаем, как можем —нам хватает. А тут английский, трансграничная торговля и куча непонятностей в придачу —с возвратом НДС, с растаможкой, с отправлением, ну и смысл заморачиваться? Чтобы облегчить им участь, надо все эти барьеры снимать. Невозможен возврат розничного НДС, из-за чего наш товар часто не может конкурировать по ценам с зарубежными —давайте на государственном уровне решим, как его возвращать. Хромает логистика —давайте ее ≪вылечим≫ и так далее. Нужно вовлекать МСБ в глобальную конкуренцию, помогать людям в понимании всех нюансов глобальной конкуренции.

Эксперты предсказали взрывной рост интернет-экспорта в столице

Согласна с коллегой и Анна Нестерова, председатель совета директоров Global Rus Trade, первой отечественной интернет-платформы трансграничной торговли по схеме b2b (≪бизнес для бизнеса≫):

—У отечественного МСБ есть серьезное непонимание того, что такое трансграничная электронная площадка. Все знают американский еBay и китайский Alibaba, но почему-то даже представить себе не могут, что можно вот так же, в одно мгновение, начать массовое взаимодействие с коллегами по всему миру. Нам часто говорят: у нас же есть свой интернет-магазин, мы там выкладываем свои товары, неужели еще и тут все повторять? Или: а если покупатель напишет мне запрос на своем языке, как мне ему отвечать? Мы с этим сталкиваемся каждый день.

И каждый раз приходится объяснять, что мы сами заводим карточку товара, что умная система сама аккумулирует все характеристики товара, сама переводит все на другие языки и так далее. По сути, электронные маркетплейсы решают вопрос доверия между покупателями, выступают арбитром при решении споров, и будущее у них в России многообещающее. Наверное, таких громадных площадок, как у китайцев и американцев, у нас не будет никогда, потому что мы не производим столько качественных недорогих потребительских товаров. Но у нас есть своя перспективная ниша —промышленные, высокотехнологичные вещи, в которых мы исторически сильны. Так что чем больше подобных электронных сервисом будет, тем лучше.

Перспективность интернет-экспорта чувствуют и финансисты. В этом году сразу два крупнейших банка страны — ВТБ24 и Сбербанк —запустили площадки электронной коммерции для продуктивного бизнес-общения продавцов и покупателей. В первом случае все товары, которые загружает на сайт предприниматель (это можно сделать напрямую из интернет-магазина, из файла или других источников), автоматически появляются на шести крупнейших маркетплейсах мира.

И в режиме одного окна продавец может собирать с них заказы, обсуждать сделки с покупателями, мониторить цены конкурентов и так далее.

Нечто похожее, правда, с более скромным потенциалом, реализовал в ноябре и Сбербанк.

Его электронная площадка охватывает более 48 стран, но пока заточена лишь на то, чтобы свести друг с другом производителя и потенциального покупателя. Примечательно, что в обоих случаях никакой лобовой выгоды банки из своих платформ не извлекают (все шаги-манипуляции бесплатны). И там, и там логика у финансистов была одна — 25-процентный потенциал развития электронного экспорта, а значит, рост бизнеса их клиентов и, в перспективе, рост бизнеса самих банков.

Но Россия не была бы Россией без тормозящих процесс сложностей и препон.

—Стране нужны прозрачные и технологичные таможенные процедуры, налоговые льготы на экспорт и дотации на логистику, —считает коммерческий директор компании экспресс-доставки СДЭК Сергей Егоров. —Например, Китай дотирует экспортеров, предоставляя 2 юаня на килограмм для экспортных посылок, вывезенных через почту Китая. Нам о таком можно только мечтать.

С ним согласен и директор по развитию логистической компании Shiptor Андрей Лямин:

—У нас создано огромное количество бессмысленных административных экспортных ограничений: сертификации, нотификации, товары двойного назначения... Правительство делает какие-то шаги, но медленно. Вот существовала ≪дорожная карта≫ экспорта товаров из России, но ее программа полностью так и не была выполнена, а рабочую группу расформировали… В общем, перспективы перспективами, но любые прогнозы на взрывной рост экспорта останутся лишь прогнозами, если не подключить к их осуществлению могучую силу под названием государство.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Ефимов, руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы:

— Товарный и сервисный ассортимент московского экспорта очень разнообразен: это радиолокационные комплексы для аэропортов, пассажирские самолеты и их обслуживание, парфюмерия и косметика, кондитерские изделия и пищевая продукция, программные продукты и многое другое.

Сергей Лобанов, замдиректора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ:

— У нас есть стратегия развития торговли, которая охватывает все ее форматы, и в самое ближай шее время в ней появится раздел, который касается электронных каналов сбыта. Над этим текстом мы работали фундаментально — с привлечением широкой общественности и бизнес-сообщества. Он месяц висел на сайтах профильных ассоциаций, но так и не вызвал радикальных возмущений, из чего мы делаем вывод, что предлагаемый вариант удовлетворит предпринимательское сообщество. План конкретных мероприятий — это следующий этап работы над стратегией, но в целом мы примерно понимаем, что, когда и как надо сделать. Россия вовлечена в мировой оборот электронной торговли, но скорее как покупатель, нежели продавец. Наша задача — планомерно выявлять и снимать все барьеры и препятствия, которые испытывают работающие на этом рынке предприниматели.

ЦИФРА

150 стран мира являются импортерами московской продукции. Среди них Китай, Германия, Нидерланды, Италия, Франция, Польша, Великобритания и др.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.