Сергей Собянин: Нет смысла управлять очередями. Делаем так, чтобы их не было
Можно сломать
Создание центров «Мои документы» доказало, что даже самую заскорузлую бюрократическую систему, воспетую в произведениях классиков и царской, и советской, и нынешней России, все-таки можно сломать. И на ее месте создать службу для людей. Хотя это было непросто.
Основные надежды были связаны с переводом услуг в электронный вид, чтобы исключить контакт между чиновником и гражданином. Однако начав работать в Москве, я поменял свою точку зрения.
Не должно быть двух стандартов обслуживания людей — быстро и комфортно в интернете; медленно и неудобно в реальном мире. Значит — «Мои документы» все-таки оказались нужны.
Постараюсь написать краткую историю превращения унылых чиновничьих контор в офисы, где москвичам искренне рады.
Секрет успеха центра госуслуг
В 2010 году в Москве работали 1200 приемных различных органов власти. Как правило, они находились в самых неудобных местах — где-нибудь на задворках. Ничего удивительного в этом нет. В рыночной экономике никто просто так не отдаст под административные нужды лучшие помещения, расположенные рядом с метро.
В ходе поиска помещений для центров «Мои документы» мы работали как заправская риелторская контора. Перелопатили тысячи вариантов.
Большинство помещений, в которых планировалось разместить центры, находились в городской собственности.
Формально. На практике многие из них пришлось забирать буквально с боем. Местные чиновники прятали выгодные локации, находили тысячи причин, почему именно в этом доме нельзя открыть «Мои документы». А причина всегда была одна — на это помещение «положили глаз» коммерсанты, обо всем «договорились». И тут — на тебе.
Вместо очередной шашлычной здесь будет работать центр государственных услуг.
Когда речь заходила об аренде площадей в частных торговых центрах, то их владельцы поначалу пытались заламывать непомерные цены. Москва — богатая, заплатит. И здесь тоже приходилось долго объяснять, что мы заплатим ровно столько, сколько это стоит по рынку, и не рублем больше.
В итоге были найдены те самые 127 локаций, где сегодня расположены центры государственных услуг.
Мало того — центры должны быть удобны и для работающих в них сотрудников. Разумеется, не все удалось с первого раза. Сначала открылись, а потом должны были переехать несколько районных центров госуслуг. В Южном Бутове вообще пришлось создать два офиса — по обе стороны Варшавского шоссе.
Но в итоге проблемы добраться до чиновника в Москве сегодня в общем и целом не существует.
Среда меняет человека
Атмосфера классической старой конторы — тесные коридоры, мало стульев (не баре — постоят), закрытые двери, маленькие окошки. Человек в такой атмосфере — проситель, который инстинктивно ищет возможность что-то подсунуть чиновнику, чтобы решить свой вопрос.
Проситель стоит, чиновник сидит.
Интерьеры центров «Мои документы» — полный разрыв со старой недоброй традицией. Во время обслуживания клиенты сидят, а не стоят.
Экстерриториальность
В чем заключилась сила «старого» чиновника? В том, что он был незаменим. Паспорт — в милиции по месту прописки. Справка, пособие, льгота — все по месту прописки.
И если вам «посчастливилось» чем-то не угодить паспортистке, то...
Мы перевели центры госуслуг на работу по экстерриториальному принципу. В 98 процентах случаев за документами можно обратиться в любой центр госуслуг.
График
Московские центры госуслуг открыты 7 дней в неделю с 8 до 20 часов. Внедрить этот уникальный график было очень тяжело. Ведь рабочий день чиновника — это с 9 до 18 часов с перерывом на обед.
И не дай бог, задержаться на службе хоть на одну минуту.
Нет смысла управлять очередями. Эффективнее добиться, чтобы очередей не было. Экстерриториальность, график 7/12, максимальное использование электронных баз решают половину проблемы.
Вторая половина — универсальный специалист, оказывающий услуги нескольких органов власти. В течение рабочего дня сотрудник центра «Мои документы» может выдавать ЕПД, принимать налоговую декларацию, регистрировать рождение детей, оказывать еще десятки разных услуг.
Приходится постоянно учиться, советоваться с коллегами, держать в памяти самую разную информацию, уметь быстро понять, чего же от тебя хочет клиент или компьютер.
Где мы нашли сотрудников, которые готовы работать в таких непростых условиях? И главное — как мотивировали их к хорошей работе? Традиционные стимулы — премии, должностной рост, поощрения начальства. Все это очень важно, но недостаточно. Есть такой тип людей, для которых общение, улыбки, желание быть на виду и приносить пользу являются самостоятельной ценностью. Именно таких людей мы и стремимся привести в центры госуслуг.
На самом деле я желаю москвичам, чтобы им не пришлось сталкиваться с серьезными бюрократическими проблемами.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!