Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Природному парку требуется обновление и благоустройство

Общество
Природному парку требуется обновление и благоустройство
Начальник биостанции Иван Юткин и заместитель директора Национального заповедника «Лосиный Остров» Жанна Данилина кормят Дину   / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Год экологии закончился, а проблемы остались. В День заповедников и национальных парков мы побывали на родной из таких проблемных территорий — «Лосином Острове».

Формально — это один из самых обширных парков города. Фактически — довольно запущенная федеральная территория. Тут и лосей не так уже и много, разбегаются от бескормицы. Как помочь национальному парку, сделав его удобным местом отдыха? Об этом рассуждают эксперты.

Выхожу со станции МЦК «Белокаменная» и иду, ломая ноги, по Абрамцевской просеке. Когда-то здесь была грунтовая дорога, теперь — крупный щебень. Идти очень неудобно, а на велосипеде не проедешь: трясет так, что вырывает руль. «Лосиный Остров» как парк стал намного популярнее с открытием Московского центрального кольца. Выходишь — и сразу в лесу! Только вот гулять по лесу очень проблематично.

Сворачиваю с просеки на лесную тропку. Под ногами хрустит снежок, красота! Вдруг бац — несколько поваленных берез. С трудом, делая крюк, обхожу. Но через 200 метров — новый лесоповал. Забираюсь на дерево, озираю дальнейший путь. Уф… Дальше идти некуда — кругом все завалено. Возвращаюсь к станции.

— Тут надо знать, где гулять и ездить, — рассказывает житель Ярославского района Виктор Сенчин, садясь на велосипед. — Раньше все тропки от поваленных деревьев чистили, теперь — как придется. Поэтому гулять вот так наудачу не советую.

Иду по дороге с проглядывающими из-под снега остатками асфальта. Мимо в обе стороны проносятся велосипедисты на байках с широкими колесами. Это последняя московская мода — зимние велосипеды. Снова сворачиваю на лесную тропку. Прохожу метров 300 и… Вообще-то я не пугливый. Но такого увидеть не ожидал. Шалаши, ветхие, с заплатами, палатки, костерок, над ним закопченный чайник.

Привязанные к стволам деревьев полдюжины здоровенных собак, увидев меня, яростно взахлеб начинают лаять! Из палатки выходит обильно бородатый бомж в длинном черном пальто. Смотрит на меня долгим, ничего не выражающим взглядом. Я начинаю пятиться. Потому что если он отвяжет собак — бросятся и загрызут. А лицом к ним я хотя бы увижу, что он делает и, если повезет, успею найти какую-то дубину и отмахаться.

Через пять минут, отдышавшись, я стою на широкой проезжей тропе. Нормально так. Москва. ХХI век. А в лес без дубины не заходи!

— Ну да, тут несколько лагерей, где живут бомжи. Ставят шалаши у ручьев, чтобы вода была, и круглый год как-то обитают. Почему не замерзают — не понимаю. А охраняют их собаки, — рассказывает мне местный сторожил, житель Метрогородка Игорь Сиваев. — Вообще эти бомжи мирные. Я не слышал, чтобы на кого-то напали. Но мимо их лагеря лучше не проходить. Если собаки с привязи сорвутся — покусают.

Иван Грозный и соколы

История Лосиного острова насчитывает несколько веков. Первое упоминание о будущем парке относится к 1406 году, когда Москва фактически стала центром северо-восточной Руси.

— В это время Лосиный остров входил в состав так называемой Тайнинской дворцовой волости, которая простиралась к востоку от Троицкой дороги — так называлось Ярославское шоссе, — рассказывает историк-москвовед Андрей Ефимовский. — По свидетельству многих документов, нынешняя Лосинка была излюбленным местом соколиной и медвежьей охоты царя Ивана Грозного.

Позднее, уже при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, на этих землях складывается царское охотничье хозяйство — «Государев ловчий путь» с особым, заповедным статусом. Царь в окружении приближенных бояр и слуг, зачастую вместе с иностранными послами любил устраивать здесь соколиные, псовые охоты на всякую мелкую дичь, а также загонную охоту на лосей.

Эта территория — от бывшего царского села Алексеевского (район гостиницы «Космос»), вдоль Троицкого тракта до бывшего села Большие Мытищи и составляет историческое ядро Лосиного острова. В местности, названной Алексеевской рощей, были построены охотничий дворец и пруды. Однако само название — «Лосиный остров» или «Лосино-Погонный остров» — появляется в документах лишь в 1710 году, уже в царствование Петра.

В конце XVIII века этот лесной массив под названием «Государева заповедная роща» передается в казенное ведомство, охота здесь запрещается всем без исключения лицам.

— С основанием Петербурга внимание к Лосиному острову как к месту проведения досуга царского двора и знати значительно снизилось, — рассказывает Ефимовский. — В итоге пустоши стали зарастать лесом, а заповедные рощи активно вырубались на нужды крестьян соседних сел и деревень. Положение изменилось лишь 1805 году, когда Лосиный остров причисляется к заповедным лесам и здесь устанавливается строгий режим охраны.

После революции, даже в годы топливного кризиса, заготовка дров на этой территории была запрещена, а сам Лосиный остров включен Московским Советом в разряд особо ценных лесных массивов. В 1931 году территория входит в состав лесов 50-километрового зеленого пояса вокруг Москвы, позднее она определяется как «предназначенная исключительно для средозащитных и лесопарковых целей».

Увы, в 1983 году все изменилось. На месте заповедного был создан парк «Лосиный Остров».

Природному парку требуется обновление и благоустройство Животные выходят кормиться то в парк «Сокольники», то в район Гольяново, где объедают кусты и кору с молодых деревьев / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

«Лесная служба была уничтожена»

— До создания национального парка этой территорией занимались профессиональные лесоводы, — рассказывает завлабораторией природного комплекса Москвы ВНИИ охраны природы, кандидат биологических наук, редактор Красной книги Москвы Борис Самойлов. — Лесники и рабочие чистили тропки, убирали мусор, в общем, всячески ухаживали за лесом. В итоге был и подрост, и лесные кустарники, и травы. К нам приезжали экологи из Германии и Японии и всегда восхищались: ну надо же — идеальный лес! Просто настоящее природное сообщество посреди города. Но все изменилось.

Сейчас, по словам Бориса Леонтьевича, «лесная служба деградировала». После ветровала, случившегося 29 мая, многие деревья попадали, но их так и не убрали.

— Когда дерево от ветра падает и повисает на соседнем, лесничие обязаны уложить его на землю. Пусть лежит и гниет, обогащая почву, лесу от этого только лучше, — рассказывает эксперт. — Но в «Лосином Острове» многие деревья так и остаются висеть, превращая лес в «инвалида». У руководства парка просто нет достаточно сил и средств, чтобы решить эту проблему.

Лоси — голодные, а собаки съели оленей

Парк называется «Лосиный Остров», но лосям, увы, живется здесь туго.

— Летом они могут есть траву и листву, а зимой им пищи остро не хватает: нет свежей молодой сосны и ивы, все давно съели, — рассказывает Борис Самойлов.

Неудивительно, что лоси по зиме из парка бегут. Время от времени СМИ как о забавном казусе рассказывают, что животные вышли то в парк «Сокольники», то в район Гольяново, но «ми-ми-ми» здесь, увы, неуместно. Потому что животные бегут в город от голода. И грызут в том же Гольянове кусты.

Другим животным тут тоже непросто. Так, например, в 1960-е годы в заповедную часть «Лосиного Острова» завезли 17 дальневосточных оленей. В начале XXI века поголовье стада насчитывало около 200 особей. Однако с 2005 года работники парка начали находить следы охоты стай собак на оленей, а также трупы и кости животных. Только за одну зиму 2008–2009 года от нападения псов погибло 17 оленей — около 10 процентов стада.

— Бродячие собаки — реальная проблема. В некоторых лесопарках, например, они съели всех ежей. И для «Лосиного Острова» эта проблема тоже актуальна, — рассказывает Борис Самойлов. — Ведь собаки и на кабанов нападают. От них могут отбиться только лоси — это все-таки могучие животные.

Кстати, что делать с собаками, пока не очень ясно. Сейчас в Москве их принято отлавливать, стерилизовать и помещать в муниципальные приюты. Увы, в живой природе эта схема не работает. Если в городе собаку можно, что называется, зажать в угол и поймать, то сделать это в лесу крайне проблематично.

— Можно, конечно, долго жалеть беспризорных собак, но живую природу они уничтожают, это факт, — сетует Борис Самойлов.

Природному парку требуется обновление и благоустройство Животные выходят кормиться то в парк «Сокольники», то в район Гольяново, где объедают кусты и кору с молодых деревьев / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Добавить цивилизации

Но бродячие псы, конечно, не главная проблема Лосинки. Главная — слабое благоустройство.

— Недавно была оттепель, и все дорожки в парке стали катком. Я даже с палочками для финской ходьбы скользил, — рассказывает пенсионер, житель Гольянова Иван Катаев. — И вот представьте: иду по просеке, время около шести вечера, и я падаю! Лежу и встать не могу: то ли трещина в ноге, то ли перелом, то ли просто вывихнул, но встать не получается — очень больно. Ситуация дикая: зима, темно, лежу на мокром льду, и кругом никого: день-то будний. Думал, замерзну тут насмерть! Но минут, наверное, через 15 мимо парень с девушкой проходили, подняли меня и чуть не волоком к машине потащили. Отвезли в травматологию — оказалось, вывих. Нет, бывает, конечно, но почему дорожки песком или гравием не посыпают, как в других парках? А если бы меня эти ангелы не спасли, что тогда?

Борис Самойлов считает, что «Лосиный Остров» необходимо благоустраивать.

— Прежде всего необходимо выделить рекреационные участки, где нужно установить скамейки, беседки и контейнеры для мусора, — пояснил эксперт. — Во-вторых, нужна сеть тропинок. Конечно, это должен быть не асфальт, потому живая природа с асфальтом очень не дружит.

Не нужен и крупный щебень, как сейчас на части Абрамцевской просеки: по нему неудобно ни ходить, ни ездить. Нет, нужно сделать дорожки, как в Петергофе и других похожих парках.

Сначала на будущую пешеходную и велодорожку кладется мелкий известняковый щебень, который пропускает воду. Затем — крупный зернистый песок. Это экологически чистые материалы и к тому же дают отличное сцепление с подошвой обуви и колесами велосипедов.

— Ну и третье, что нужно сделать, — это выделить средства на очистку квартальных дорог. Но делать это нужно мотопилой, а не трактором, — считает Борис Леонтьев. — И выполнять эту работу должны профессионалы, а не мигранты, которые не отличают здоровое дерево от засохшего.

В общем, как ни крути, а благоустраивать самый большой в Москве парк надо. Как это сделать — эксперты спорят. Кто-то предлагает вообще передать его в управление Москве. Благо прецеденты есть. Так, Ботанический сад Российской академии наук после такой передачи превратился в весьма благоустроенное место.

Звучат голоса и о том, что нужно просто увеличить бюджетное финансирование. Но делать что-то необходимо. Парк пора благоустраивать до московского уровня.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Зоя Зотова, председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике:

— Ко мне неоднократно — в ходе встреч с жителями — обращались москвичи с просьбой обратить внимание на ситуацию в «Лосином Острове». Там действительно есть проблемы. Прежде всего неустроенность: слишком много поваленных деревьев, и, как следствие, там не везде удобно гулять. Парк практически со всех сторон окружен плотной застройкой, и, конечно, жители идут туда.

Я сомневаюсь, что «Лосиный Остров» стоит лишать его статуса и передавать Москве. Все-таки это национальный парк и другого такого в столице нет. С другой стороны, горожане активно используют его в целях отдыха, и, конечно, хочется, чтобы они отдыхали с комфортом.

Нет, не нужно превращать «Лосиный Остров» в парк для отдыха и развлечений. Но там, я считаю, необходимо благоустроить отдельные рекреационные территории. Причем не просто так, ткнув пальцем в карту, а после консультации с биологами, экологами и другими экспертами.

Развивать «Лосиный Остров» нужно так, чтобы максимально сохранить его природную составляющую: уникальные растения, популяции животных и птиц. Как депутат Мосгордумы я готова поставить вопрос об увеличении финансирования парка и в Госдуме, и в Минприроды.

МНЕНИЕ

Необходимо дополнительное финансирование

Игорь Сарафанов, директор национального парка "Лосиный остров":

— Наш национальный парк содержится за счет средств федерального бюджета, а практически все парки Москвы — за счет средств города. И, чего скрывать, финансирование городских парков примерно на порядок выше. Городской бюджет может позволить себе обеспечить и быструю уборку упавших деревьев, и посадку новых, и организацию целой сети экологических троп, и вообще создание полноценной рекреационной инфраструктуры — скамейки, указатели, урны, туалеты...

Мы тоже по мере финансовых возможностей поддерживаем парк в хорошем состоянии. Привлекаем для этого в том числе и внебюджетные источники — например, средства, полученные от экскурсий. Да и город, надо отдать должное, помогает. Уже много лет действует соглашение между правительством Москвы и Министерством экологии и природных ресурсов РФ, согласно которому городские власти выделяют средства на уборку мусора в национальном парке. Логика очевидна: москвичи приходят сюда и, к сожалению, не только гуляют, но и мусорят. К тому же время от времени у нас на территории тайком вываливают мусор строительный. Его тоже вывозят, и я очень благодарен властям города за такое участие и помощь.

А вот выделять средства на уборку упавших деревьев, устройство сети тропинок или, скажем, туалетов город не имеет права. Потому что бюджет субъекта федерации не может финансировать учреждение, находящееся на федеральном бюджете.

С другой стороны, мы находимся в хороших конструктивных отношениях с Минприроды, которое при грамотном обосновании необходимости дополнительного финансирования всегда идет навстречу.

Что же касается «лесных бродяг», тут сложнее. Наши инспекторы, конечно, патрулируют территорию. Но они не могут составить протокол и тем более задержать человека, если не нарушается природоохранное законодательство. Ну, например, если человек не рубит деревья или не снимает дерн. Можно оштрафовать только за разведение костра, но и этот факт еще необходимо доказать. Поэтому если говорить о бездомных, то ими должна заниматься городская полиция.

А именно — отдел внутренних дел района Метрогородок.Так что обращаться москвичам я бы советовал именно туда.

СПРАВКА

«Лосиный Остров» — один из первых национальных парков в России. Расположен на территории Москвы и области (городской округ Балашиха, городской округ Королев, Щелковский район и городской округ Мытищи). Крупнейший лесной массив в Москве и крупнейший среди лесов, расположенных в черте городов. Московская часть леса составляет около трех тысяч гектаров. Особо охраняемая территория федерального значения.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.