Глава Общественного штаба Александр Козлов: Реновация пробудила активность горожан
— Александр, как будет работать штаб в этом году? И до какого года он будет работать?
— Когда Общественная палата принимала решение о создании штаба, она не ограничивала его временными рамками. В какой-то степени наш гражданский долг — разъяснение тех или иных вопросов.
Мы не чиновники, поэтому для нас нет запретных тем, и мы можем донести те или иные чаяния граждан.
Штаб продолжит работать, количество и характер вопросов будут меняться с развитием программы. Думаю, что в этом году большинство вопросов будет связано со стартовыми площадками. Также мы обсудим новые нормативные акты.
— Контролировать процесс строительства тоже будете?
— Это ключевая задача. Важно осуществлять контроль на всех этапах, от проекта до воплощения. Строительство, качество отделки, места общего пользования, благоустройство придомовой территории — все ожидания должны совпасть с реальностью, все должно соответствовать стандартам. Без помощи общественного контроля не обойтись. Будем выезжать на места, приглашать экспертов и сигнализировать, если где-то будут какие-то недочеты.
— С какими вопросами чаще всего обращались жители в прошлом году? Как менялся пул вопросов по ходу подготовки программы?
— Сформировался штаб в мае 2017 года, с этого периода идет его активная деятельность. Конечно, самый горячий период — это старт голосования, на проекте «Активный гражданин», в центрах госуслуг «Мои документы», на собраниях собственников.
Мы объявили, что запущена горячая линия. Как только мы воткнули шнур в телефон, он буквально через три минуты зазвонил и после этого уже не замолкал. Десятки, потом сотни звонков. Конечно, жителей интересовал вопрос, как будет идти процесс голосования, насколько обеспечивается его прозрачность.
После окончания голосования и утверждения программы штаб принял решение продолжить свою работу. Стали появляться новые вопросы.
Кто-то, например, не увидел себя в программе и хотел узнать, что пошло не так. Также люди стали задавать вопросы, касающиеся поиска стартовых площадок и этапов переселения.
— Сколько человек обратилось в штаб с момента его основания?
— С мая по декабрь в штаб обратились более 11 тысяч человек: на личном приеме проконсультировали более 1,1 тысячи человек, на горячей линий — порядка 9,3 тысячи горожан, на электронную почту пришло около тысячи писем.
— Насколько я понимаю, желающих войти в программу сегодня в несколько раз больше, чем желающих из нее выйти. Куда же делись все те люди, которые так громко выражали свое недовольство?
— Тех, кто хочет выйти, действительно единицы. Скорее всего, дело было в эмоциях, которым все поддавались. И недовольство зачастую не было ничем подкреплено. Большинство тех, кто негативно относился к программе, даже не жили в пятиэтажках. Сейчас эмоции улеглись, все юридические документы в открытом доступе — законы, постановления правительства, с которыми можно вдумчиво ознакомиться.
— Создается впечатление, будто словосочетание «собрание собственников» оказалось у всех на слуху после проведения голосования. А ведь этот очень полезный инструмент существовал и раньше.
— Реновация пробудила активность горожан. Люди узнали, что такое «общее собрание собственников», хотя с 2005 года Жилищный кодекс предписывает решать много вопросов через собрание.
В ходе голосования по программе многие побывали на собрании впервые, что меня как председателя комиссии Общественной палаты Москвы по жилищно-коммунальному хозяйству не может не радовать.
— Можно ли надеяться на то, что положено начало формированию тренда совместного решения хозяйственных вопросов на собраниях?
— С этим стоит согласиться. В некоторых домах уже появляются инициативные группы, которые продолжают решать вопросы, связанные с управлением домом. Где-то даже стали официально создаваться советы многоквартирных домов. Кроме того, мы вместе с жителями выявили необходимость электронных сервисов для проведения общих собраний — это уже тенденция 2018 года.
— Члены штаба регулярно выезжали на очные собрания собственников для помощи жителям. Как они проходили?
— Когда мы приезжали на встречи жителей, то думали, что это будет битва между двумя группами. Члены штаба на собраниях выступали в качестве экспертов, отвечали на вопросы, но не агитировали и не склоняли жителей к тому или иному решению.
В итоге и те, кто был за, и те, кто был против, говорили нам спасибо.
— Москвичи, которые звонят в редакцию «ВМ», чаще всего задают два вопроса: как докупить дополнительную жилплощадь при переезде и когда станет известна очередность переселения. Как посоветуете отвечать на эти вопросы?
— До конца этого года правительство Москвы определится с очередностью расселения домов. Адреса нельзя просто выстроить в алфавитном порядке, слишком много критериев: состояние дома, инженерных коммуникаций, возможность отключения от них дома без ущерба сохраняемым строениям, близость стартовых площадок, активность жителей каждого конкретного дома.
Как только у правительства Москвы появится первый контур переселения, мы начнем контролировать и обсуждать этот вопрос. Процесс должен быть максимально прозрачным. Вопросов будет много, жители будут спрашивать: «А почему мой дом не попал в первую очередь? Ведь он на десять лет старше того, что попал».
Нужно будет все разъяснять.
Мы также проведем слушания по этому вопросу в Общественной палате Москвы, чтобы представители власти рассказали о критериях, по которым формируется очередность.
Что касается возможности докупить жилплощадь, то эта гарантия закреплена. Теперь все дело за нормативно-правовым актом, который определит порядок и цену. Будет это или рыночная стоимость, или льготные условия, или специальная ипотека.
Это то, чего мы ждем в 2018– 2019 годах.
— Впервые в столице прошли общественные обсуждения конкурсных проектов планировки кварталов. Эксперимент оказался удачным?
— Общественные обсуждения — уникальный формат. На моей памяти не было примеров, когда участники архитектурного конкурса — консорциумы ведущих российских и мировых бюро — демонстрировали бы общественности результат командного труда. На каждое из обсуждений приходило от 700 до 1000 человек, всегда задавали конструктивные вопросы. Для людей это возможность понять логику архитекторов, ведь все проекты непохожи друг на друга, в каждом есть какой-то авторский замысел. Видно, что архитекторы долго готовились к презентации работ, встречались с жителями, изучали территорию. Такой опыт нужно продолжать.
— Горожане оставляют отзывы и предложения?
— Мы попросили их заполнять анкеты обратной связи. Есть возможность оставить пожелания, сделать замечания, дать оценку каждому проекту по пятибалльной шкале. Выставка проектов в Доме на Брестской продлится до конца января, там в любой день люди могут оставить запись в журнале учета пожеланий.
— Что дальше будет с этими мнениями? Жюри конкурса будет опираться на них?
— После подсчета результатов по всем площадкам отзывы передадут жюри, которое подведет итог в начале февраля. По каждой из пяти площадок определят победителя. Позиция жителей крайне важна, и помимо формальных критериев соответствия техзаданию они будут иметь ключевую роль при определении победителей.
Кроме того, Петр Кудрявцев, член Общественного штаба, входит еще и в состав жюри. Он и будет тем самым транслятором общественной позиции.
— Один из участников конкурса в ходе обсуждений высказал неоднозначную идею — организовать двойное переселение. По задумке, человек сначала переселяется в новое жилье, а затем, если оно ему не нравится, имеет право выбрать другое. Имеет ли смысл такая схема?
— Идея двойного переселения не совсем жизнеспособна. Сложно представить семью, которая могла бы собрать пару сумок, безболезненно переехать, пожить год в каком-то временном жилье, после чего переехать еще раз. Все это в любом случае сопряжено с дискомфортом. Программа должна обеспечить переселение из сносимого дома в построенный дом, который соответствует всем стандартам реновации.
— А будут ли вообще предоставляться варианты? Сейчас говорят совершенно разное. Недавно появился слух, что участники программы смогут выбрать одну из трех квартир.
— Это тот вопрос, который должен быть доработан в следующем году. При этом все нужно прописать нормативно: не просто два-три варианта, а четко — два или три. Возможно, должна быть жеребьевка, порядок переселения не должен порождать конфликтов.
Общественный штаб будет контролировать этот процесс, проанализируем отзывы тех, кто переселится первыми.
— Этот год будет сложнее прошлого?
— Он будет насыщенным. Программа начнет воплощаться практически. Начнутся первые переселения, новое строительство. Все это потребует внимания со стороны штаба и общественности.
СПРАВКА
Любые вопросы, касающиеся программы реновации, горожане могут задать по телефону горячей линии Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации: +7 (495) 646 87 09. Горячая линия работает в будни с 9:00 до 18:00. Личный прием граждан проводится по вторникам и четвергам с 9:00 до 20:00. Записаться можно также по телефону горячей линии.
Обращения можно направить на электронную почту штаба: renovation@shtab.opmoscow.ru
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!