Дышать полной грудью: парк на месте полигона «Кучино»
В начале года Мосэкомониторинг (и в МЧС подтвердили эту информацию) зафиксировал незначительное превышение содержания сероводорода на юго-востоке столицы. Как удалось выяснить, он исходит все из того же злополучного полигона «Кучино», где сейчас проводится один из этапов рекультивации — дегазация, то есть откачка образовавшихся в многочисленных слоях мусора вредного газа.
Еще в конце прошлого года мы рассказывали о том, что на закрытом полигоне начались работы, которые мало того, что рекультивируют эту площадь, так еще и сделают ее пригодной для «мирного использования». Тогда работники подрядной организации занимались бурением скважин для установки и прокладки трубопроводов. Корреспондент лично выезжал на место для того, чтобы своими глазами увидеть — начало положено, а значит, в недалеком будущем жители юго-восточных районов Подмосковья смогут дышать полной грудью и забудут о том, что здесь когда-то хранились отходы.
На этот раз мы выясняли, когда же работы на помойной горе будут окончены.
У ворот закрытого объекта нас встречает заместитель директора по строительству организации, которая занимается рекультивацией полигона «Кучино», Вадим Дьяконов. Как и в прошлый раз, нас ожидал подарок, без которого по полигону невозможно передвигаться, — пара резиновых сапог. Но на этот раз они не понадобились — почва хорошо промерзла, поэтому ходить здесь можно и в обычной «гражданской» обуви.
Естественно, начинаем принюхиваться, ведь местных жителей беспокоит именно неприятный запах, который в прямом и переносном смысле отравляет им жизнь.
— Мы не знаем, какой мусор сваливали на полигон. С большой вероятностью можно предполагать, что тут не только бытовые, но и коммунальные отходы. Местные жители рассказывают, что в детстве они находили в окрестностях свалки бочки с нанесенными на них знаками радиоактивной опасности. Это означает, что мы не знаем, каких «сюрпризов» стоит ждать от полигона, — рассказала местный житель, общественный активист Ирина Куделина.
Конечно, у входа на объект ничего практически не ощущается. Но еще мгновенье — и первый же порыв ветра доносит знакомый смрад.
— Запах может исходить от тех участков, где закапывали неизвестный для нас мусор. Ведь на полигон свозили многое, что может разлагаться, источая неприятный запах, — пояснил специалист.
Садимся в автомобиль и отправляемся обследовать территорию.
В этот раз не замечаю испарений, преследовавших меня всю прошлую поездку. Но все же тело полигона остается теплым даже при минусовой температуре, например сегодня, когда столбик термометра остановился примерно на отметке около минус шести градусов.
Пока едем по территории, внимательно смотрю за тем, какие изменения здесь произошли с прошлого года. Отмечаю, что траншей нет и все трубы убраны под землю. Однако в глаза бросаются следы бурения скважин. Лишь при проезде мы замечаем большую факельную установку, которая сжигает весь свалочный газ. Поэтому то и дело территория озаряется всполохами огня.
Как пояснил Вадим Дьяконов, весь процесс — это обязательные составляющие для качественной и правильной откачки газа с его последующей утилизацией.
Технология дегазации — очень сложная, и полный цикл скрыт от непосвященного человека.
По всему полигону установлены пункты сбора свалочного газа, газокомпрессорная станция, шахта для сбора конденсата и блочно-модульная теплоэлектростанция. Во всей этой сложной системе, технике может разобраться только квалифицированный специалист.
Подъезжаем к верхушке полигона, откуда предстоит добраться к одному из оголовков — следу от бурения скважины. Из земли торчит желтая труба примерно полутораметровой длины.
Конечно, после снегопада, который шел с середины ночи и продолжился утром, тяжело разглядеть все ямы и рытвины — они плотно запорошены снегом. Причем так, что и не видно, какие препятствия для пешехода таит поверхность.
Поэтому я два раза чуть не упал при попытке обогнать своего провожатого. Но понял: лучше держаться ближе к заместителю директора по строительству организации, которая занимается рекультивацией полигона «Кучино», поскольку он, как и все специалисты, работающие здесь, знает почти каждую яму и рытвину.
Подходим к трубе. Вадим Дьяконов подробно объяснил предназначение скважин.
— Они собирают газ, который засасывается насосами. С помощью системы газовых трубопроводов он поступает на газосборную станцию, после чего выходит к компрессорной установке, которые находятся на полигоне, после чего сжигается, — пояснил Дьяконов.
На полигоне рабочие пробурили множество скважин, и все они предназначены именно для аварийной откачки газа.
В начале марта в рамках рекультивации планируется пробурить еще 57 скважин, которые окончательно откачают из «тела» полигона свалочный газ. Самая глубокая скважина, как рассказали работники службы дегазации, равна 25 метрам. Такой размер связан с высотой свалки — все же не первый год на этот объект свозились отходы.
Отправляемся к святая святых — факельной установке. Она напоминает широкую трубу высотой около семи метров, из которой пробивается еле заметный рыжеватый огонек.
— Эта техника необходима для уменьшения нагрузки на окружающую среду. Тонна метана, просочившаяся из «тела» полигона, как утверждают эксперты, в 22 раза вреднее, чем тонна углекислого газа, который образуется после сгорания метана в факельной установке. Сейчас уже завершен аварийный этап дегазации, фактически полигон обезвредили и подготовили к следующему этапу рекультивации, — объяснил начальник участка по дегазации Павел Семенов.
Благодаря предусмотрительности и надежности технологий концентрации неприятного запаха на полигоне стало меньше. Мне есть с чем сравнивать.
Специалисты отмечают, что все неприятные запахи окончательно уйдут в прошлое после того, как закончатся все работы по рекультивации. Они состоят из четырех сложнейших технологических этапов. Все это проводится с применением самых современных технологий, которые с успехом используются, например, в Европе.
— Рекультивация включает в себя завоз грунта на полигон, дегазацию, сбор и удаление фильтрата — жидкого продукта разложения некоторых отходов. Немаловажным этапом является и создание рекультивационного защитного экрана. Это значит, что на объект нанесут специальное покрытие, которое будет выполнять защитную роль, — рассказал Вадим Дьяконов.
Однако стоит отметить, что через некоторое время жителей Москвы и области смогут снова побеспокоить неприятные запахи. Дело в том, что в процессе рекультивации будут производиться срезы откосов, где пробурят очередные скважины, которые являются обязательным пунктом для проведения второго этапа дегазации.
Уже после того как основные этапы рекультивации будут завершены, начнется благоустройство этой гигантской подмосковной территории.
Сложно поверить, но здесь, где годами складировался мусор, по планам будет организован парк. Специалисты подготовят почву для посева травы, высадят цветы, деревья, кустарники. Придется набраться терпения и подождать. Таким образом, если верить обещаниям рекультиваторов, с полигоном твердых бытовых отходов «Кучино» будет покончено раз и навсегда.
Корреспонденты «ВМ» продолжат следить за развитием событий.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Ващенко, общественный активист:
— Точного ответа на вопрос, когда же прекратится горение факела, пока никто не дает. Одного, конечно, очень мало, хорошо, если бы одновременно работали двадцать факелов, тогда процесс сжигания газа шел бы гораздо быстрее. Я обращался в администрацию президента, и мое письмо переправили местным властям. Как выяснилось из переписки с ними, по мере реализации проекта рекультивации полигона отходов вонь будет только усиливаться. К сожалению, оповещение население не ведется.
Елена Летенкова, главный государственный санитарный врач в Ногинском районе:
— В период с 16 по 20 декабря превышений гигиенических нормативов не установлено. В январе продолжается проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха в ежедневном режиме силами «Центра гигиены и эпидемиологии» в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Электросталь. Исследования проводятся на содержание аммиака, метана, метилмеркаптана. За истекший период января превышений гигиенических нормативов не установлено.
СПРАВКА
Полигон твердых бытовых отходов «Кучино» появился в 1964 году на месте отработанного песчаного карьера. Он представляет собой колоссальное земляное сооружение, которое проектируется для охраны окружающей среды с таким расчетом, чтобы использовать все преимущества отведенного под складирование мусора участка. Такой способ сейчас широко используется не только в России, но и во всем мире. При этом не существует типовых проектов полигонов, поскольку каждое такое сооружение является уникальным и разрабатывается специально для данной местности и других особенностей — климата, состояния почвы, уровня грунтовых вод и других. Поскольку процесс разложения отходов — процесс достаточно длительный, продолжается многие десятки лет, то полигон отходов можно рассматривать в качестве стабильного источника топлива.
ЦИФРА
50 гектаров составляет сегодня площадь полигона твердых бытовых отходов «Кучино». За долгие годы его существования на нем скопились миллионы тонн мусора.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сжигание свалочного газа — процесс не быстрый
Европейский опыт мог бы нам помочь
Колонка заслуженного эколога России Андрея Пешкова
Я считаю, что называть кучинскую свалку полигоном — несправедливо. Это именно свалка. Экологическое сообщество как только узнало о проектах дегазации и рекультивации, которые собираются реализовать власти Подмосковья, предупредило, что это может не принести должного результата. Для начала, например, нужно было грамотно изолировать поле свалки (далее...).
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!