Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Все больше столичных предпринимателей открывают для себя услугу, которая называется бизнес-разведкой

Общество
Все больше столичных предпринимателей открывают для себя услугу, которая называется бизнес-разведкой
Генеральный директор детективного агентства Алла Сотникова и ее сотрудник — аналитик, капитан ФСБ Антон Солодов / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
По данным аналитиков, недобросовестная конкуренция уходит в прошлое. В конкурентную борьбу вступают бизнес-разведчики. Кто они и можно ли им доверять, разбиралась «ВМ».

Со стороны кажется, что столичные предприниматели, чтобы переплюнуть друг друга, изгаляются лишь в ассортименте, наборе услуг, вычурности интерьеров и масштабах — в зависимости от того, кто каким бизнесом занят. Другими словами, в том, чем можно удивить потребителя.

Накал креативности иногда даже на грани. На самом деле примочки не только для них — любимых, всегда правых клиентов, но для того чтобы удержать дело на плаву. А лучше — оторваться вперед в конкурентном заплыве.

Если же зайти в сферу столичного бизнеса «со двора», можно увидеть обратную сторону конкурентной борьбы. Движения внутри фирм и компаний — дело особое, тонкое, основанное на анализе информации и прогнозах, от которых зависит, пан или пропал.

Особенно сейчас, когда экономика Москвы потихоньку стабилизируется, но количество банкротов растет. По словам директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, в прошлом году число разорившихся фирм по сравнению с 2016-м увеличилось почти на 8 процентов.

— Чтобы не прогореть, сейчас нужно выбирать лучшие управленческие тактики, — говорит Исаев. — Прошли те времена, когда денег хватало на любые неэффективные решения.

И вот в поле зрения бизнеса все чаще попадают те, кто предлагает услуги с красивым названием «деловая разведка» (еще ее называют бизнес-разведкой и конкурентной).

— Бизнес-разведка сейчас популярна, — уверяет генеральный директор детективного агентства «Ревизор» Алла Сотникова. — Причины просты. Во-первых, конкуренция есть всегда, особенно в мегаполисах. Зачастую компании хотят получить дополнительную информацию, что в рамках действующего законодательства вполне возможно. Во-вторых, это модно, и многим хочется поиграть в шпионов. Мы — за.

Все больше столичных предпринимателей открывают для себя услугу, которая называется бизнес-разведкой Одно из самых ярких их дел в сфере бизнес-разведки — возврат статуса юридического лица одной из столичных фирм, попавшей под захват рейдеров / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Дома — герой, за границей — шпион

Как явление бизнес-разведка родилась в Америке и давно распространилась в странах с развитой экономикой. Там бизнес-разведчик — это аналитик, способный собрать нужную информацию о конкурентах и о рынке в целом, систематизировать данные о процессах, происходящих в компании-заказчике, скомпоновать исходники и составить прогноз, который поможет бизнесменам принять дальновидные решения.

По словам одного из главных адептов конкурентной разведки в России, теоретика и практика, кандидата экономических наук Евгения Ющука, эта услуга в тех же Штатах регламентирована законом. У нас ничего похожего нет.

Есть Закон «О частной детективной и охранной деятельности» 1992 года, но там все размыто и расплывчато. Нет и однозначного понимания, что такое бизнес-разведка и где ее границы. Одни настаивают на том, что это информационно-аналитическая работа знатоков рынка, другие добавляют романтического флера и отдают услугу на откуп частным детективам, склонным к оперативной работе. Столичный рынок предлагает обращаться за услугой как к одним, так и к другим.

— Деловая разведка почти ничего общего не имеет с разведкой государственной, — поясняет Ющук. — Разве что инструментарий добычи информации у них совпадает. Зато самое главное различие — в законности. Как поясняет Евгений Ющук, государственная разведка одной страны часто нарушает законодательство другой. Проще говоря, дома человек — разведчик и герой, а за его пределами — уже шпион. С конкурентной разведкой не так.

— Надо четко понимать, что деловая разведка существует только в правовом поле, — подчеркивает полковник юстиции Вячеслав Панкратьев. — Все, что выходит за рамки закона, — это уже промышленный шпионаж. А он карается законом.

Не нарушая закон

Вместе с тем случаи, когда кто-то, назвавшись бизнес-разведчиком, предлагает услуги, противоречащие закону, встречаются нередко. Заказчик, обращаясь к тем же сыщикам или сотрудникам консалтинговых компаний, как правило, не заботится о чистоте методов, которые будут использованы для выполнения заказа. А зря — промышленные шпионы, которые начинаются там, где заканчиваются бизнесразведчики, не гнушаются ничем: съемка скрытой камерой без предупреждения, выведывание информации, мягко говоря, некорректным способом (например, напоить человека и выведать все, что интересует) и так далее. Если правоохранительные органы поймают нарушителя за руку, заказчик услуги рискует стать сообщником.

К счастью, таких деятелей — промышленных шпионов — в столице меньше, чем честных бизнес-разведчиков.

— Если хорошо знать закон, можно довольно хорошо его интерпретировать, — говорит аналитик, капитан ФСБ, занимающийся бизнес-разведкой, Антон Солодов. — Помогает русская смекалка. Методы используем классические — дедукция, анализ, психология и прочие. Можем привлечь нетривиального специалиста, например кинолога, чтобы выяснить психотип человека по его собаке. А иногда по фрагменту оплаченного счета можно узнать больше, чем из беседы.

Согласен со спецом и Евгений Ющук, который заявляет: чем ближе сыщик подходит к границе закона, тем эффективнее его работа. Главное — не перейти грань.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Любименко, член гильдии негосударственных структур безопасности московской торгово-промышленной палаты, президент ассоциации профессионального сыска:

— То, что сегодня называют деловой разведкой, находится в рамках обыкновенного сбора информации для компаний, прописанного в законе 1992 года. А бизнес-разведка — это всего лишь красивый эпитет, замануха для клиентов. Ведь люди думают: если разведка, значит что-то особенное. На самом деле есть технологии получения и добычи информации. Бизнес-разведчики получают информацию в большинстве своем из открытых источников. Сыщики не имеют специальной лицензии именно на этот вид деятельности, а значит, он остается бесконтрольным. Лицензируется в целом частная сыскная деятельность. Выдает лицензии Росгвардия.

Сергей Барбышев, эксперт-консультант в области безопасности бизнеса:

— Любая разведка строится на аналитике. Услугу правильно назвать информационно-аналитической работой. Некоторые компании сами занимаются бизнес-разведкой, не прибегая к помощи посредников. Даже индивидуальный предприниматель, когда изучает своего партнера перед подписанием договора, тоже занимается бизнес-разведкой. Теоретики много говорят о необходимости разработки этического кодекса бизнес-разведчика, создании отдельного закона. На мой взгляд, такие предложения далеки от жизни. Безопасность бизнеса вообще — это тонкая грань между законностью и беззаконием. Но ею, на мой взгляд, надо заниматься, чтобы правильно строить свой бизнес.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.