Пермский «Щелкунчик» - в Москве
Несмотря на обилие хореографических версий балета «Щелкунчик» у нас в стране и за рубежом, есть в этом творении Чайковского какая-то неразгаданная до сих пор тайна, поэтому его эмоциональная драматически-образная музыка продолжает будоражить фантазию балетмейстеров.
Мирошниченко – один из немногих современных хореографов, кто в этой рождественской сказке Чайковского–Петипа о взрослении девочки Мари, о всепоглощающем чувстве первой любви, вспыхнувшем в ее сердце, услышал и попытался передать в пластике эмоциональный смысл нежной жалобы одинокой души композитора, воспевшего счастье юных влюбленных, и более того – воплотить его музыкальную тоску в танце. А Наталья Осипова (Мари) и Никита Четвериков (Принц) вдохновенно представили эти противоречивые, как сама жизнь, чувства композитора в знаменитом Адажио.
Кроме того, в образно-музыкальном мире Чайковского хореограф уловил ритмы современной жизни, которые граничат порой с фантасмагорией. Так что невероятные события, представленные в балете Мирошниченко, основываются на контрасте повседневной жизни и невероятных приключений героев повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816), в которой много чудесных превращений и ярких образов.
Идея театра в театре не нова, но сделана Мирошниченко изящно и с выдумкой. Рассказ Дроссельмейера (Герман Стариков) о злой Мышильде и ее сыне Мышином короле, о неблагодарной принцессе Перлипат, о волшебном орехе Кракатук и смелом юноше, племяннике Дроссельмейера, который поборол Мышиного короля, но навсегда, по воле Мышильды, был превращен в Щелкунчика, раскалывающего орехи… Но навсегда ли?..
Балет закончился по-голливудски хэппи-эндом.
Оставив в спальне гофмановские переживания и кошмары рождественской ночи, Мари выбежала на улицу, чтобы включиться в праздничные народные гуляния. В толпе веселящихся она неожиданно встретила героев ночных сновидений и, прежде всего, кудесника Дроссельмейера. Он представил Мари своего племянника-офицера, напомнившего девушке сказочного принца из ее рождественского сна, и их танец стал пока еще робким, но необыкновенно искренним объяснением двух встретивших свою половинку молодых людей. Вот и не верь после этого снам!
«Щелкунчик» Алексея Мирошниченко получился ярким, зрелищным и, несмотря на стилизованную под старину сценографию (художники Альона Пикалова и Татьяна Ногинова), современным.
Виртуозная, наполненная внутренним чувством, умная балерина и одаренная драматическая актриса Наталья Осипова создала неповторимый образ Мари: то шаловливой девочки, то смелой бунтарки в борьбе с Мышами, то нежной, познавшей чувство первой любви девушки.
Уверенность в дуэте и изысканный стиль в классике продемонстрировал Никита Четвериков (Принц).
В балете-феерии Алексея Мирошниченко очень много танцев, во втором действии кажется, что их даже слишком много. Они разнообразные и исполнены артистами балета и учащимися Пермского хореографического училища мастерски. Некоторые вызвали особый восторг зрителей: восточная пара (Полина Булдакова и Иван Порошин), русская пляска (Елена Хватова и Артём Мишаков), изящные французы (Инна Билаш и Денис Толмазов), задорные итальянцы (Ксения Барбашева и Тарас Товстюк)…
Блестяще в форме лирической хореопоэмы поставлен Вальс цветов.
Пермский балет вновь доказал, что его молодая, хорошо выученная труппа – одна из лучших в России.