Банковских служащих проверят на детекторе лжи. И как вам?
Сюжет:
Вопрос дняВиктор Вохминцев, генерал-майор милиции в отставке:
— Как сотрудник правоохранительных органов, я согласен с тем, что проверки работников банка необходимы. Но по моему опыту тестируют чаще всего рядовой состав, а руководители, от начальников отделов и выше, остаются в стороне. Это неправильно. Начинать нужно с головы. Я считаю, что было бы хорошо, если бы Набиуллина сама прошла такую проверку. Этим она могла бы подать пример остальным банковским менеджерам. Когда меня брали на службу в ОБХСС, полиграфа не было. Но были собеседования-совещания, на которых принималось решение о приеме сотрудника. Мне задавали разные вопросы о причинах, по которым я иду в органы. Я прошел их успешно, потому что пришел для того, чтобы карьерно расти в силовых структурах, а не пользоваться должностью для наживы. Многие нынешние банковские начальники получили свои должности в то время, когда преступные группировки активно внедрялись в финансовые структуры. За взятки или по блату. Отсюда высокий уровень коррупции.
Игорь Трунов, юрист:
— Это предложение не противоречит трудовому законодательству. В мире полиграф применяется не только в таких серьезных организациях, как Центробанк, но и в коммерческих структурах. Конечно, есть определенные методики обхода детектора лжи. Этому учат в правоохранительных органах, разведслужбах. И при желании попасть на такие курсы несложно. Так что полиграфом можно манипулировать. Но население в основной массе не обладает такими навыками. Поэтому я считаю, что проверки на полиграфе — достаточно эффективный инструмент противодействия коррупции.
Наталья Касперская, специалист по банковской безопасности:
— Полиграф — это довольно сложное решение. Во-первых, установить потенциального преступника проверка на детекторе лжи не поможет. Если человек считает, что немного украсть — это нормально, то полиграф покажет весьма странный результат. Чтобы получить конкретную информацию, нужно задавать правильные вопросы. А для этого необходимо провести огромную разведывательную работу. Во- вторых, чтобы правильно трактовать полученные результаты, необходимы специалисты высокого класса, которые не просто установят, врет ли респондент. Их обязанность — выявить мошенничество или иные манипуляции. Привлечение таких специалистов очень затратно. Поэтому подобным проверкам стоит подвергать тех, чья должность предполагает распоряжение большими суммами.
Яна Тронина, сотрудник банка:
— Думаю, ничего плохого эти проверки не принесут. Я проходила полиграф и знаю, что если человеку нечего скрывать, процедура займет не больше часа. Задержки происходят или из-за лжи, или из-за того, что человек не понял вопрос и его приходится переформулировать.