В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»
Александр Пушкин и Валерий Брюсов экспериментировали с жанрами, стилями, языком, и "Египетские ночи" - один из таких смелых экспериментов, в котором стих сочетается с прозой. Между прочим, на это соединение первым во всем мире отважился Пушкин в сочинении "Египетские ночи". Правда, не закончив начатое.
Валерий Брюсов изучал творчество Александра Сергеевича. В своем труде "Пушкин-мастер" он пришел к предположению: «В конце жизни Пушкина занимала мысль – сопоставить в большом художественном создании идеи язычества и христианства. К этой мысли он подходил в "Галубе" и в "Египетских ночах". Но чтобы полнее усвоить себе оба миросозерцания, языческое (античное) и христианское, он писал ряд подготовительных этюдов».
Петр Фоменко поставил иронический спектакль "Египетские ночи", в котором шутит, иногда с гротеском, шутит над модной в начале XIX века философией, согласно которой можно быть и язычником, и христианином, и русским, и египтянином. Пушкин, писавший "Египетские ночи" с 1824 года по 1836 годы, и сам подверг сарказму помешательство светских людей на мистике, гаданиях, поисках перевоплощений. В "Пиковой Даме" он цитирует мистика Эммануила Сведенборга в ироническом контексте и выносит безжалостный приговор попавшему в западню чертовщины и дьявольской игры Герману.
Фоменко поставил спектакль в тот год, когда Россию заполонили экстрасенсы, маги и астрологи. Подобного героя он нашел в произведении Пушкина "Египетские ночи" - импровизатора из Италии синьора Пиндемонти. Этот импровизатор - копия графа Калиостро из фильма Марка Захарова "Формула любви". Импровизатор проводит сеанс с гостями великосветского салона, в результате которого они попадают в Древний Египет, в царство Клеопатры, до ее встречи с Антонием. По жребию быть Клеопатрой выпадает мечтающей о необыкновенной любви Зинаиде Вольской.
Клеопатра Полины Кутеповой, безусловно, и царица, и палач, и жертва. Полина играет на грани реальности и фантастики, трагедии и фарса. Играет виртуозно. "Египетские ночи" - филигранная, изысканная история Пушкина, которую он начал писать в ссылке в Михайловском и продолжал, когда возвращался в родовое имение. Почему в Михайловском он думал о Клеопатре? Кто знает. Пушкин, как и герой "Египетских ночей" - поэт Чарский (актер Юрий Буторин), нередко оказывался в плену роковых женщин. У него был бурный роман с международной шпионкой и авантюристкой - сестрой жены Бальзака - Каролиной Сабонской. В течение многих лет Пушкин писал любовные письма Каролине и получал от нее ответы. У Каролины в России тоже был литературный салон, как у героини спектакля "Египетские ночи" Княгини D (Наталия Курдюбова). В нем и стихи читали, и о любви говорили, и спиритические сеансы проводили. И, конечно, музицировали.
В спектакле "Египетские ночи" много музыки. Наполовину он состоит из нее. Текст Пушкина переходит в мотивы, которые напевают актеры. В спектакле звучат произведения Россини, Листа, Титова, Оранского. Петр Фоменко был большим знатоком музыки. Он сам великолепно играл на скрипке. Все его ученики играют на нескольких музыкальных инструментах, демонстрируют это в спектакле.
Публика бурными аплодисментами благодарила артистов за этот подарок - возвращение в репертуар театра "Мастерская Петра Фоменко" спектакля "Египетские ночи".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ