Москва готова к налоговому стимулированию экономического роста
Против введения «налога на модернизацию» (точнее налог с оборудования), как бизнес окрестил взимание 1,1% при обновлении оборудования, выступали как отечественные, так и иностранные инвесторы (такой налог был отменен с 2013 году, но из-за проблем с региональными бюджетами федеральное правительство разрешило им его взимать снова, переложив, таким образом, эту «непопулярную меру» на плечи региональных властей). В прошлом году возможности московскому бюджету отказаться от этого налога не было, и он принес в него около 2% общих поступлений. Отказ тогда мог привести в том числе к напряжению с выполнением ряда социальных обязательств. Однако в этом году решили все подсчитать более тщательно, взвесив все за и против, и пришли к выводу, что в нынешнее непростое экономическое время «чисто фискальный подход» был бы не совсем дальновидным.
Ведь по кому, например, мог ударить если не прямо, то косвенно данный налог в этом году, помимо бизнеса? По простым москвичам. Каким образом? А таким, что горд, как известно, сейчас переживает масштабную реконструкцию всей своей сети общественного транспорта, идет интеграция наземного и подземного ОТ с системой РЖД. Это требует, в частности, поставок новых вагонов для Московского Центрального кольца, для расширяющейся сети метрополитена. Активно развивается городское такси, а также каршеринг. Новый налог так или иначе будет заложен в тарифах и ценах поездок или же окажет сдерживающее воздействие на развитие целого ряд городских программ. В том числе, предстоит разворачивать масштабную программу жилищной реновации. Особо чувствителен этот налог также для высокотехнологичных и телекоммуникационных компаний, которые часто обновляют оборудование и составляют солидную долю в московской экономике.
По сути, Собянин сделал то, что бизнес давно требует от федерального правительства – использует снижение налога для стимулирования деловой активности. К тому же надо считаться с такой угрозой как возможная перерегистрация бизнеса в другие регионы, с более льготным налоговым режимом. Более двух десятков регионов отказались от этого налога еще в прошлом году, им это было сделать легче, - их экономика «более простая», нежели московская. Ведь именно в Москве зарегистрированы крупнейшие общероссийские компании с имуществом по всей стране. А налог как раз платится по месту регистрации компании. То есть, отчасти прошлогодняя «щедрость» других регионов осуществлялась также за счет Москвы, - зарегистрированные в ней компании все равно не платили налог с оборудования в бюджеты других регионов.
Мера, объявленная Собяниным, в этом году не привнесет излишнего напряжения в московский бюджет. В прошлом году удалось получить на 13% больше доходов (более 2 трлн рублей), чем в 2016-м, а выпадение доходов от налога на оборудование составит незначительную величину, которая, скорее всего, будет с лихвой компенсирована за счет ускорения развития московской экономики в целом.
Что же касается планов Минфина России ввести налог на движимое имущество на федеральном уровне в следующем году, то стоит заметить, что этот вопрос уже будет решать уже новое правительство, назначенное после президентских выборов. И возможно, к тому времени идея о том, что бизнес можно и нужно поощрять в том числе налоговыми льготами, возьмет вверх над «фискально-бухгалтерским подходом к экономике», за который адептов политики, сложившейся еще при прошлом министре финансов, критикуют нынешний Минфин сторонники стратегии экономического роста.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции