У столицы есть шансы стать мировым инновационным центром
О первых итогах его работы «Вечерняя Москва» попросила рассказать директора ЦИР Константина Фокина.
Константин Петрович, для чего конкретно было создано агентство, ведь в Москве уже немало структур, заточенных на взаимодействие с высокотехнологичным бизнесом?
Задача инновационного развития попала в список приоритетов Москвы сравнительно недавно — примерно через год с небольшим после смены правительства столицы. Это означало, что, во-первых, при обеспечении жизнедеятельности города необходимо применять все самое эффективное (то есть инновационное); во-вторых, Москва должна стать одной из лучших в мире площадок для создания и развития инновационного бизнеса. Это и есть наши основные задачи.
О каких-то результатах уже можно говорить?
Работа только начинается, но в портфеле центра уже есть несколько интересных инвестиционных проектов. К сожалению, пока, в силу конфиденциальности, мы не имеем права раскрывать их детали.
У нас слово «инновации» автоматически ассоциируется с рядом проблем. Это и несовершенство законодательной базы, и неподготовленность инфраструктуры, и пассивность большей части общества. Их решение возможно в краткосрочной перспективе?
Большие страны, города отличаются инертностью. Но все ключевые составляющие долгосрочного успеха Москвы как одного из мировых инновационных центров у нас есть. Самая важная из них — очень высокая концентрация грамотных, позитивных и амбициозных людей, которые хотят видеть Москву удобным для жизни и самореализации городом.
Нужно просто работать. Упорно и последовательно.
Высокотехнологичный бизнес относится к категории малого и среднего. У классических малых компаний сложности, как правило, такие: трудный доступ к финансам, дороговизна аренды. У инновационного бизнеса такие же болевые точки или есть особенности?
Я отказался бы от такого деления — на классический и технологичный бизнес. Потому что даже обычную торговую палатку можно оборудовать абсолютно современно, так, что покупателей в разы прибудет. А главная сложность для инновационных компаний — это ограниченное число крупных компаний-интеграторов, которые покупали бы у них технологичные решения и создавали бы конечный продукт.
Это когда одна небольшая фирма создает начинку, другая — дизайн, а интегратор объединяет все в одном продукте.
Еще один момент: значимым покупателем инновационных товаров и решений в России является государство. Малому бизнесу с ним сложно работать. Но правительство Москвы подходит к этому очень ответственно.