Волшебница Этери. Тренер, которому мы обязаны олимпийским золотом и серебром
Сюжет:
Олимпийские игры 201824 февраля у Этери день рождения. Воспитанницы приготовили ей своими наградами отличный подарок! Что еще нужно тренеру? На самом деле – почти ничего. У Этери Тутберидзе, достаточно закрытой, на самом деле, для счастья есть очень многое: и красота, и любимая дочка, которая тоже катается на коньках, и какая-то невероятная сердечность. Благодаря ей в кругах столичных мам, мечтающих о спортивной карьере своих детей, существует даже определенная мода – обязательно нужно, чтобы малыш позанимался с Этери Тутберидзе. Она ведь всем юным спортсменам – как мама!
Этери – дивной красоты и обаяния грузинка - родилась в 1974 году, став пятым ребенком в семье – после трех сестричек и брата. Семья Тутберидзе была классической советской – денег у них было, прямо скажем, не в избытке, а вложить все возможное в детей казалось единственно верным. Отец работал сутками, готов был на все, что угодно, чтобы заработать, обеспечивая большую дружную семью.
Жили они неподалеку от Абельмановской заставы, фактически в центре. И если богатым детство Этери не было, но только в смысле богатства материального, ведь даже вещи ей приходилось носить братишкины, было оно осенено другими, гораздо более важными вещами – любовью родителей, светом и теплом настоящей семьи, привязанностью брата и сестер. Родительскую любовь дарит она сегодня и всем воспитанникам.
…Советскую образовательную систему сейчас нередко подвергают критике, однако мама Этери полагала, что детям обязательно нужно знать иностранные языки и владеть музыкальными инструментами, хотя бы одним. Поэтому и сестры Этери учились в спецшколах, рисовали и играли, и Этери была отправлена в музыкальную школу имени Ипполитова-Иванова, где получила прекрасное музыкальное образование по классу фортепиано. С ее внешностью и явным актерским дарованием Этери могла бы сделать и карьеру по актерской линии, но судьба решила иначе. Маленькой Этери было четыре года, когда она впервые увидела фигуристов на льду. Впечатлительная девочка была поражена. Движения танцующих были такими легкими, что, казалось, они не катаются, а парят в воздухе. Она завороженно смотрела на них, потом назвала «снежинками», а позже начала упрашивать маму, чтобы та отвела ее учиться кататься на льду.
Сначала мама Этери и слышать об этом не хотела. Ну какой лед, зачем? Но девочка была непреклонна. И мама отвела ее в секцию к тренеру Евгении Зеликовой. А через какое-то время муж Зеликовой, Эдуард Плинер, начал заниматься с пятеркой лучших и самых перспективных детей из группы жены. Из тридцати их осталось пятеро. В том числе и Этери.
Парить, летать, растворяясь в музыке и воздухе. Оказываться в иных мирах, совершать невероятное… Таким был танец на льду для Этери. Она обожала одиночное катание. Оказавшись у Плинера, она утроила все науки, постигнутые прежде у Евгении Зеликовой. Она была талантливым тренером, муж же – «гранил алмазы». Простыми словами Плинер мог объяснить то, что не удавалось другим тренерам. Этери была счастлива. Пока однажды не случилось страшное. И страшнее боли в спине был вердикт – трещина в позвоночнике.
Только мама Этери могла бы рассказать, что это было за лечение. Каким великим был страх за дочь. Но все осталось позади – трещина срослась. Этери вымахала за три года на двадцать сантиметров… Но позволить себе кататься в одиночку она уже не могла. Увы. Но и бросить все не была готова. Этери пошла в парное катание.
А дальше все пошло и так, и… не так. С одной стороны, Этери удалось позаниматься с лучшими тренерами, которые только были в это время в нашей стране – с Лидией Кабановой, Татьяной Тарасовой, Натальей Линичук. Негода было будто чуть-чуть не до нее… Татьяна Тарасова была увлечена Климовой-Пономаренко, Наталья Линичук имела огромное количество учеников и не могла уделять времени отработке каких-то деталей, а Елена Чайковская, став тренером Тутберидзе, вскоре решила уйти с тренерской работы. У нее не было претензий к тренерам, была неудовлетворенность и нарастающая тревога: в жизни явно что-то шло не так. И когда Этери была готова к переменам, ей вдруг предложили поработать в США. Она согласилась.
Работа в Америке не была такой простой, как, возможно, на это многие рассчитывали. Этери и ее партнер по льду Николай Аптер четыре года выходили на лед и в конце концов беспредельно устали. Вскоре в Сан-Антонио нашлась работа попроще – тренерская. Жизнь наладилась, но опять случилось «но»: Этери не могла больше справляться с ностальгией. Она вернулась в Москву, где многое пришлось начинать заново.
Работа нашлась не сразу. Сначала она работала в Зеленограде, потом на катке «Серебряный». А потом пришла волна отдачи – ее стали радовать ее ученики. Юля Липницкая, Сережа Воронов, Женя Медведева, Алина Загитова…
Олимпийских успех – это успех и спортсменок, и Этери. Сегодня она нашла себя как тренер. Тренирует и маленькую дочку. Она знает, как жесток порой спорт и каков он – вкус победы. А еще он знает, каков вкус победы твоих учеников. Он – слаще всех других. Спасибо, Этери!
ПО ТЕМЕ