На крыле. История Михаила Девятаева
8 февраля 1945 года узник лагеря Заксенхаузен на острове Узедом Михаил Девятаев, пленный советский летчик, и восемь других узников убили надзирателя-эсэсовца и захватили секретный бомбардировщик Heinkel He 111 H-22. В конце войны побеги заключенных из немецких концлагерей уже не были единичными. Но история Девятаева уникальна, поскольку помогла рассекретить немецкое чудо-оружие: угнанный «Хейнкель» был переоборудован для запуска ракет «Фау».
Полигон Пенемюнде, который располагался на острове Узедом в Балтийском море, считается местом рождения «оружия возмездия» — ракет «Фау-1» и «Фау-2», а также самых современных на тот момент немецких самолетов. Это был научный ракетный центр Третьего рейха. В систему полигона также входил концентрационный лагерь, узники которого выполняли всю черную работу. В этом лагере и находился пленный советский летчик-истребитель Михаил Петрович Девятаев.
Михаил Девятаев родился в 1917 году в крестьянской семье, был тринадцатым ребенком. По национальности мокшанин (этническая группа мордвы).
Воевать начал с первых дней войны и уже 24 июня 1941 года записал на свой счет сбитый пикирующий бомбардировщик «Штука» (Junkers Ju 87, его еще называли «лаптежником» за неубирающееся громоздкое шасси. — «ВМ»).
Всего же до плена в июле 1944 года Мордвин, как его называли в эскадрилье, сбил девять вражеских самолетов и успел полетать под началом трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Но огонь сразу трех «мессершмитов» летом 1944 года накрыл истребитель летчика, и тот оказался на территории, занятой противником.
В своих многочисленных интервью Девятаев говорил, что бежать из лагеря на самолете он решил в первые же минуты своего прибытия на остров Узедом, но в одиночку это было невозможно. Со временем он сколотил группу из десяти пленных. Часть из них работали недалеко от аэродрома, кто-то имел контакт с конвоирами.
И все знали, что терять им нечего: они были обречены на смерть после завершения экспериментов с оружием.
За несколько месяцев до побега Девятаев начал изучать приборные панели самолетов, которые ремонтировались в соседних бараках.
А потом узнал, что здесь же проводятся испытания секретного оружия.
В день побега группа Девятаева выменяла себе места в двух рабочих бригадах по пять человек. Но надо было еще обмануть часовых, ведь приближаться к самолетам было запрещено.
Беглецы сказали часовому, что им поручили отремонтировать земляной ров — капонир. Когда тот отошел, заточкой убили единственного конвоира. Расчехлили моторы «Хейнкеля», Девятаев занял место пилота, но возникла новая проблема: моторы не заводились, отсутствовал аккумулятор. За пять минут нашли и привезли на тележке аккумулятор и взлетели. Хотя и тут все могло закончиться плохо — машина была незнакомая, и самолет чуть не упал после взлета в море.
Обошлось, набрали высоту.
И новая беда — на хвосте немецкий истребитель.
На земле ведь быстро поняли, что случилось. Но удача сопутствовала беглецам: то ли у немца кончился боезапас, то ли горючее, но, выпустив несколько очередей, истребитель отстал.
Правда, наши зенитки тоже встретили «Хейнкеля» заградительным огнем, и беглецам пришлось садиться прямо в поле.
Девятаев подвергся унизительному заключению в фильтрационном лагере и ежедневным изнурительным допросам.
Затем прожил годы с клеймом военнопленного...
Михаил Девятаев ушел из жизни в 2002 году.
Профессор Казанского мединститута Александр Девятаев, сын героя, в 2015 году в интервью «Вечерке» рассказал, что, несмотря на обиду за фильтрационный лагерь, его отец никогда не винил в произошедшем Родину. И с благодарностью вспоминал академика Сергея Павловича Королева, который вызвал его на Узедом в сентябре 1945-го. Там летчик консультировал Королева по ракетам «Фау». Помог и угнанный «Хейнкель» — он был нагружен важнейшими узлами управления «Фау-2».
Спустя 12 лет, вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли, Девятаеву вручили Золотую Звезду Героя. Оказалось, что к этому приложил руку сам Королев.
После войны бывший летчик-истребитель устроился на работу дежурным по вокзалу в Казанский речной порт, а позже стал капитаном.
В 1987 году Михаил Девятаев получил звание Почетного гражданина Казани, причем не только как прославленный летчик-герой, но и как первый в Советском Союзе капитан речного судна на подводных крыльях — он был одним из тех, кто проводил испытания самых первых отечественных «Ракет» и «Метеоров».
В 1960-е годы Михаил Девятаев написал книгу воспоминаний «Побег из ада», которая много раз переиздавалась. В прошлом году, когда праздновалось столетие героя, вышло ее новое издание. А кроме того два документальных фильма о нем: «Побег с Узедома» и «Крылатая Казань». Всего же с 1963 года снято 14 документальных фильмов о жизни и подвиге Михаила Девятаева.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Дробязко, военный историк, кандидат исторических наук:
— После побега из Пенемюнде Герман Геринг требовал повесить начальника охраны и руководителя испытаний. Он лично прилетел на полигон вместе с Борманом. Но начальник лагеря, понимавший, что его ждет, обманул Геринга, заявив, что самолет с беглецами был перехвачен и сбит над Балтийским морем. «Хейнкель» оказался оборудован под пункт управления и набит секретной аппаратурой связи, управления и наблюдения за пусками ракет «Фау», а также набором измерительной аппаратуры, на основе которой советские радиофизики смогли раскрыть секреты противника и создали свои военные приборы.