Звезда «Ленкома» Олеся Железняк: На сцене театра или сельского клуба выкладываюсь одинаково
— Олеся, вы играете роль Нади, которую блистательно исполнила Нина Дорошина в одноименном и очень любимом российскими зрителями фильме. Не боялись сравнений?
— Было страшновато, конечно. Я и мои партнеры — Оля Прокофьева и Михаил Жигалов — осознавали, какая на нас лежит ответственность, и старались не подвести. Это прекрасный материал, но у нас несколько своя история.
— Поговаривают, что в конце марта должны стартовать съемки 7-го сезона популярного сериала «Сваты», в котором вы исполнили роль предприимчивой и трогательно-смешной Ларисы Буханкиной. Меня всегда поражало, как вам, интеллигентному человеку, родившемуся в Москве, столь органично удаются образы провинциалок, будь то Лариса из «Сватов» или Зоя из «Ландыша серебристого»?
— Я действительно родилась в Москве, в хорошей, простой и работящей семье. Моя старшая сестра — библиотекарь, и я в детстве много читала. Но поскольку не могла похвастаться, что у нас за плечами внушительная родословная, поначалу испытывала даже некий комплекс на этот счет. Каждое лето меня отправляли в деревню на Украину, память запечатлела образы обычных деревенских девчонок, с которыми я там общалась. У них и подмечала какие-то черты характера.
Вообще это интересный вопрос: как происходит рождение роли. Я часто наблюдаю, как артисты репетируют — это такой процесс любопытный, когда непонятно, откуда что берется. Кому-то надо представить, кому-то почитать, кто-то изучает биографию, если роль историческая, биографическая.
Мы в институте знакомились с системами Михаила Чехова и Константина Серге евича Станиславского. Но сейчас, уже после института, я перечитываю те же самые слова классиков и воспринимаю их совершенно по-другому. И хотя не могу про себя сказать, что являюсь последовательницей, например, Михаила Чехова, но в то же время хорошо понимаю, что он имеет в виду, когда говорит, что актеру надо просто «дождаться». Ты посылаешь запрос куда-то туда, роль в тебе живет, бередит нутро, ты ждешь, ждешь, а потом вдруг, тоже неизвестно откуда, приходит ответ. И роль складывается. Ты понимаешь, что знаешь, как именно надо играть. Это чудо, которое случается в жизни артиста.
— Вы бы хотели, чтобы ваши дети стали актерами?
— Не хотела бы. Профессия артиста зависит от десятков обстоятельств, сопутствующих таланту или мастерству. Артисты — люди очень незащищенные. Мы зависим от мнения и поддержки зрителей. Если она есть, то артист расцветает.
— Олеся, вам в равной степени удаются и роли комедийные, и драматические. Достаточно вспомнить вашу Тамару в «Пяти вечерах» или Элизу Дулиттл в «Пигмалионе». А как же хороша ваша взбалмошная Майра Витзер, так настойчиво ищущая мужа в «Последнем шансе»!
— Про таких дам, как она, говорят «на грани». Майра жаждет любви и отношений, хочет устроить свою судьбу и потому всячески добивается мужчин. Но она же — «вся такая внезапная и противоречивая» — добившись, вдруг решает, что эти отношения ей не нужны. Играть подобное противоречие всегда интересно. Этим персонажем я продолжаю галерею женских образов, занятых поисками личного счастья. Режиссером «Последнего шанса» был Роман Самгин — мой педагог по ГИТИСу, поэтому мы с ним говорили на одном языке.
— Вот она, ирония актерской жизни! Ведь, по-моему, тот же самый Роман Самгин вас сначала даже брать не хотел в ГИТИС?
— Да, ни на него, ни на режиссера Виктора Шамирова, с которым мы потом много работали, ни на Марка Анатольевича Захарова — моего учителя, мастера, знакового человека в моей судьбе, я впечатления поначалу никакого не произвела. И это еще раз говорит о подводных камнях нашей непростой актерской профессии...
СПРАВКА
Олеся Железняк родилась 11 ноября 1974 года. Актриса, телеведущая. Окончила РАТИ. Работает в «Ленкоме». Играла в спектаклях «Варвар и еретик», «Визит дамы», «Юнона и авось», «Мистификация», «Жестокие игры», «Королевские игры», «Шут Балакирев». Съемки: «Ландыш серебристый», «Сваты», «Провинциалы», «Чудо», «Няньки» и др.