Городские цветы. Большая наценка и высокие риски
Одна из главных проблем, как говорят участники рынка, — недостаток удобных торговых точек.
Не хватает площадей
— В свое время у меня было три киоска у станций метро, но их в связи с реформой уличной торговли закрыли, — рассказывает индивидуальный предприниматель Игорь Курохтин. — Я, конечно, нашел выход и сейчас арендую площадь в продуктовом магазине. Но затраты на аренду довольно существенны, что снижает рентабельность бизнеса.
Вторая, по словам коммерсанта, проблема — сезонность.
— Цветы, конечно, продаются круглый год, весь вопрос в объемах, — пояснил Игорь. — «День цветочника» — это, конечно, 8 Марта и несколько дней накануне. Хорошо расходятся цветы перед 1 сентября и Днем учителя. В последние годы — еще и перед Днем всех влюбленных, 14 февраля.
В принципе если в эти праздники торговля идет хорошо, то вы получаете большую часть годового оборота. Но, во-первых, даже в праздники бизнес идет не всегда, а во-вторых, в остальные дни жить тоже на что-то надо. Особенно летом — это абсолютно мертвый сезон.
Валентина Лазаренко занимается цветочным бизнесом уже более 15 лет и замечает:
— Чисто гипотетически — бизнес очень выгодный: наценка в 100–150 процентов — обычное дело. Однако цветы — не картошка, они очень быстро вянут. Поэтому крайне важно не только выбрать наиболее стойкие и хорошо продаваемые цветы, но и четко определиться с объемами. Не угадал и заказал мало — потерял прибыль. Не угадал и заказал много — чистый убыток, потому что цветы попросту завяли.
Скачки курса
Свыше 90 процентов продаваемых в Москве цветов — заграничные. Еще около 10 процентов выращивается в основном в Подмосковье, но большая часть роз, тюльпанов, ирисов, орхидей и хризантем поступает со складов Голландии. Там, впрочем, их не выращивают: цветы массово завозят из Эквадора, Колумбии, Кении и Венесуэлы.
— Проблема в том, что все оптовые закупки, разумеется, ведутся за валюту. И как только курс повышается, цветы дорожают. Часто — весьма существенно, — пояснила Валентина Лазаренко. — Но москвичи имеют рублевые доходы, поэтому в случае роста курса евро продажи цветов снижаются. Потом, правда, опять растут, но не до прежних объемов и не сразу. В общем, мы импортозависимы и на этом немало теряем.
Дорогой мой ассортимент
Еще одна проблема бизнесменов, особенно начинающих — ассортимент. Многие делают неправильные ставки.
— Голландская роза, например, не только качественный, но и дорогостоящий товар, — рассказывает менеджер крупной сети цветочных магазинов Анна Кучмина. — Настоящую голландскую розу привозят «мокрой», то есть в ведрах. Она долго хранится и, соответственно, дороже стоит. Однако, делая на нее ставку, многие предприниматели уходят в минус, потому что не у всех покупателей есть деньги на эти цветы. К тому же они довольно слабо пахнут.
Кто-то прогорает и на розе подмосковной. Да, она в отличие от заморской — пахучая. Но цветы местных производителей на закупке стоят столько же, сколько импортные или даже дороже. Причем наш товар, как правило, долго не хранится, и много роз отбраковывается.
— На самом деле «хлеб» маленьких магазинчиков и салонов это вовсе не розы, а «комнатные» цветы: хризантемы, гвоздики, тюльпаны — по сезону, — рассказывает Анна Кучмина. — Их поставки должны быть налажены как часы. Ведь именно из сумм от реализации этих цветов платится и арендная плата, коммуналка, зарплата сотрудникам и налоги.
Где взять персонал
Кадры решают все — это как раз про цветочный бизнес. Для цветочного магазинчика нужны минимум два продавца, флорист и администратор. Если есть интернет-сайт и услуги доставки, то понадобится также курьер. При найме персонала, пояснила Анна Кучмина, многие начинающие коммерсанты впадают в крайности.
— Например, берут в магазин людей, ранее работавших на улице, — пояснила эксперт. — Но поверьте, вкус у таких работников, как правило, испорчен, и у них получаются не букеты, а «веники».
Еще одна кадровая ошибка — напротив, взять дипломированного флориста, обладателя разных наград и грамот.
Практика показывает, что важнее всяких дипломов — практический опыт работы в хорошем цветочном магазине и владение десятком способов «реанимации» цветов.
СПРАВКА
Цветочные магазины в Москве делятся на несколько категорий. Небольшие магазинчики на первых этажах деловых кварталов, в торговых центрах. Уличные павильоны. Такие точки имеют возможность расширить свой ассортимент за счет подарков, упаковки, сувениров, растений в горшках и т. д. Цветочные магазины luxury-класса, так называемые цветочные бутики. Располагаются в окружении других бутиков, в дорогих торговых центрах. Продают эксклюзивный товар в дорогой упаковке. Целевая аудитория — состоятельные люди. Интернет-магазины. Наименее развитое, но наиболее перспективное направление. Рассчитаны на любую аудиторию.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Интернет поможет сэкономить
Колонка бизнес-тренера Ильи Шмелева
Одна из самых модных сейчас тенденций — торговля цветами через интернет. Она обусловлена прежде всего высоким темпом жизни в Москве. Покупателям часто некогда сначала искать цветочный магазин, потом выбирать цветы, ждать, пока оформят и упакуют букет. Это неэффективная трата времени. Куда проще выбрать и заказать букет в интернет-магазине, потратив на это максимум десять минут (далее...).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ