Север с нами
Что такое несколько недель в сравнении с десятилетиями транспортной изоляции! Долгожданное продление Люблинско-Дмитровской линии сразу решит проблемы по меньшей мере 400 тысяч москвичей.
История проектирования и строительства метрополитена на севере столицы полна оптимистическими обещаниями и горечью обманутых надежд. За давностью лет сегодня уже не узнаешь, кому первому пришло в голову протянуть подземку в сторону Бескудникова. Но на перспективной схеме 1965 года станция в этом районе уже обозначена. Ровно полвека назад, в 1968, планы продолжения Тимирязевского радиуса на север обнародовали официально. Станцию на развилке Дмитровского и Коровинского шоссе, где вот-вот распахнет двери «Селигерская», можно увидеть на генеральном плане развития Москвы 1971 года. Тогда, кстати, метростроевцы прямо за будущей станцией начали строить свое 22-этажное ведомственное общежитие – не сомневались, что метро здесь скоро будет.
Однако обещанного порой ждут не три года и даже не тридцать три. Рыть землю начали лишь в 1978 году, планируя завершение работ на одиннадцатую пятилетку (1980 – 85 гг.). Но Москва наводила лоск к Олимпиаде, денег не хватало, и планы отложили. В 1980 году вырытый котлован засыпали. Спустя несколько лет вялые работы продолжились, но в начале 1990-х окончательно прекратились. К тому времени наконец ввели в эксплуатацию долгострой - гигантское общежитие метростроевцев. Только метро позади него так и не появилось, пустая площадка словно символизировала тщету их усилий. До ближайшей станции - «Петрашки», как ласково называют москвичи «Петровско-Разумовскую», почти четыре километра.
Тем временем север города энергично застраивался, и жителей десятилетиями кормили обещаниями, что метро к ним скоро придет. Люди верили и переселялись в Бескудниково и Дегунино. Жертвой этих градостроительных иллюзий стал и знаменитый офтальмолог Святослав Федоров. Рассказывают, что он очень сомневался, когда в 1986 году под строительство его института выделили землю на самом севере города. Но Федорова заверили, что открытие метро – вопрос ближайших лет, и больным не придется добираться на переполненных автобусах в конец Бескудниковского бульвара…
В середине 1990-х на будущей «Селигерской» снесли сооружение, прикрывающее подземную шахту. Следующие 15 лет о метро в этих краях не вспоминали редко. Строили очень мало, оправдываясь большими расходами на эксплуатацию имеющейся инфрастуктуры. В 2010 году тогдашний начальник подземки Гаев привычно отрапортовал, что продление метро на север «в планах». К тому времени север столицы приобрел сомнительную славу района, откуда добираться на работу сродни ежедневному подвигу. Дмитровское шоссе стояло в мертвой пробке.
Дело сдвинулось лишь с назначением нового мэра: Сергей Собянин сразу потребовал увеличить темпы ввода станций метро. Строительство продолжения «салатовой» ветки велось параллельно с реконструкцией Дмитровского шоссе. Проходчики столкнулись с плывуном - насыщенным водой грунтом, объем работ значительно вырос. Но сегодня трудности позади. Если никакого форс-мажора больше не случится, в конце марта будет решена едва ли не самая застарелая транспортная проблема столицы.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции