Среда 20 июня, 08:06
Слегка Облачно + 16°
На фото: автомат "Морской бой"
Фото: Музей советских игровых автоматов

Как начиналась история игровых автоматов

Фото: Музей советских игровых автоматов
Игровые автоматы были весьма привлекательным, но достаточно дорогим развлечением советских людей. Сейчас поиграть в них можно разве что в музее.

Многим москвичам 1971 год запомнился грандиозной выставкой «Аттракцион-71». Десятки крупнейших мировых производителей привезли в наш город и разместили в Измайловском парке и Парке Горького свои карусели и игровые автоматы. Успех этих аттракционов был настолько ошеломляющим, что этот год можно назвать годом появления в стране новой — игровой — индустрии.

Морской бой

Любой, кто играл в «Морской бой», знает: если повернуть перископ влево или вправо до упора, дождаться, пока из-за ширмы покажется корабль, и стрельнуть — это гарантированное попадание. Вот только ждать очень скучно.

Да и призовая игра — всего три дополнительных выстрела. Гораздо круче попробовать сбить корабли посередине экрана.

Отстрелявшись, пересчитываешь «пятнашки» в кармане и оглядываешься в поисках другого автомата. Старшие ребята предпочитают проводить время у «Футбола» или «Баскетбола», а также возле электронных «Городов», «Тенниса» и стрелялок «Зимняя охота», «Ни пуха ни пера». Совсем малыши кайфуют на автоматах-качалках: «Самолет», «Дельфин» «Зебра», «Трактор». Они, кстати, дешевле — по 10 копеек. А вот и свободные — «Скачки», «Автокран» и «Снайпер».

Выбираем последнее...

Красильников Станислав/ТАСС
И взрослые и дети всегда с охотой посещали Музей игровых автоматов, который располагался в здании Московского технического университета  

Плагиат

Одноэтажное здание «Союзаттракциона», созданного сразу после известной выставки — в 1972 году, — располагалось на улице Рылеева, 25 (ныне Гагаринский переулок). В обязанности этой конторы входили сбор заявок на качели-карусели и игровые автоматы со всего Союза, их получение и отгрузка заявителям.

Начинали не на голом месте — все аттракционы и игровые аппараты, привезенные на выставку 1971 года, были выкуплены, разобраны до винтика в конструкторских бюро, а затем инженеры подробно расчертили их схемы на ватманах.

А дизайнеры адаптировали их под менталитет наших людей, строго руководствуясь директивой Минкульта СССР, которая предписывала, что «игровые автоматы должны у советских людей развивать скорость реакции, внимание, мелкую моторику, быть разноплановыми и для различных возрастных групп». Никто из западных производителей игровых автоматов качать свои авторские права в СССР не захотел — Карибский кризис был еще в памяти.

Так, прототипами «Морского боя» стали американский Sea Raider. У США позаимствовали также «Футбол», «Баскетбол», «Астропилот», у японцев приватизировали идею игры «Кран» и так далее. Как говорится, «с миру по нитке» — и страна стала обрастать комнатами игровых аттракционов, которые появлялись сначала при парках и кинотеатрах, а затем — во дворцах культуры, в пионерлагерях и так далее.

В ведение «Союзаттракциона» входило и размещение заказов на изготовление игровых автоматов. Занимались этим делом, как правило, на оборонных предприятиях — там имелись и специалисты по электронике, и производственные возможности. А задействованы в процессе создания аппаратов были предприятия всех союзных республик страны.

Стреляй быстрее!

В «Снайпере» игра идет на время. На 20 выстрелов дается всего 1 минута. Опоздал — проиграл. А чтобы получить призовую игру, необходимо поразить за это время все 20 мишеней 20 выстрелами. С первого раза такое не удается никогда — поэтому, чтобы достичь определенного мастерства, требовалось потратить на тренировку меткости не один рубль.

А прелесть игрового автомата заключалась в том, что в подставку ружья был встроен электромагнит, имитирующий отдачу.

А вот в «Скачки» одновременно могли играть от трех до шести человек. Или, если ты один, соревнуешься с компьютером. Это потом, когда мы выросли, выяснилось, что экран-то на игре был черно-белый: к нему приклеивались цветные полоски, которые и раскрашивали беговые дорожки, соответствующие цвету кнопок.

Всеволод Тарасевич/ТАСС
В зале игровых автоматов Парка Горького всегда было многолюдно. Фото 1986 года

Черный нал

Игровые автоматы стоили недешево — некоторые по 2–3 тысячи рублей. Но с учетом их популярности окупаемость была фантастическая. И не та страна была СССР, чтобы здесь обошлось без плановой экономики. На каждый автомат накладывался план — от 6 до 8 рублей в день. И если вдруг в будни какой-то аппарат мог не собрать столько денег, то уж в выходные, когда люди ходили в кино, отдыхали в парках, он «план перевыполнял» многократно. Как следствие, переизбыток собранных денег спокойно перетекал в карманы «смотрящих» за аппаратами.

Не бедствовали и в «Союзаттракционе», руководство которого решило, что невостребованные автоматы ни в коем случае не должны пылиться без дела на складах и их нужно непременно запустить в работу. Необязательно в Москве — можно договориться с другими регионами и сдать казенные механизмы как бы в аренду.

Раз в месяц кто-то из «Союзаттракциона» отправлялся туда, где был установлен автомат, и забирал вырученные деньги.

Надо сказать, жили сотрудники этой конторы не просто безбедно, а на широкую ногу. Ровно до тех пор, правда, пока их махинациями не заинтересовался ОБХСС (то есть отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Разразился громкий скандал, который привел к полной ликвидации организации. Руководство игровым бизнесом было передано организации «Союзтетрпром», но в принципе ничего не изменилось.

Слишком серьезным был бизнес, в котором крутилось огромное количество неучтенных денег. А грянувшая в стране перестройка даже помогла его развитию: некоторые предприятия и производственные кооперативы, которые оказались в свободном плавании, стали сами делать игровые автоматы на основе всевозможных электронных платформ. Так появились любимые многими «Теннис», «Тетрис», «Викторина» и другие.

А в середине 90-х этот бизнес стал постепенно угасать.

Сколько весят 15 копеек

Отечественный игровой автомат было трудно обмануть — разработчики предусмотрели несколько степеней защиты. Монета (для детских автоматов — 10 копеек, для всех остальных — 15) сначала проходила первый уровень проверки — на вертикальный и горизонтальный размер. Затем второй уровень — по весу и скорости прохождения к монетоприемнику.

Кроме того, существовал еще и специальный магнит, который притягивал к себе имитаторы «пятнашек».

Сам монетоприемник был рассчитан на 700 монет и пломбировался. Так что за сохранность накопленных денег можно было не беспокоиться. Кстати, аппараты по продаже газированной воды с сиропом (3 копейки) и без сиропа (1 копейка) конструировались по такому же принципу.

После распада СССР канули в лету и аппараты по продаже газировки, а затем и на смену столь любимым у советских людей игровым автоматам пришли меркантильные «однорукие бандиты». Реанимировать этот бизнес советских игровых автоматов не представляется возможным по причине того, что оборонные предприятия, на которых делали игровые автоматы, уже давно приватизированы и переориентированы, парк аттракционов устарел, а запчастей на замену изношенных нигде не достать. А еще появились приставки для телевизоров, а затем и домашние компьютеры.

Ирина Сапрыкина, "Вечерняя Москва"
В Музее советских игровых автоматов

А спрос остался

Сейчас тех, кто занимается игровыми автоматами советской эпохи, можно пересчитать по пальцам одной руки — пять компаний. Четыре из них приобретают автоматы, ремонтируют и перепродают. Покупатели на них есть всегда.

Многие небедные россияне приобретают такие автоматы для своих дач и резиденций — своеобразная форма ностальгии.

Еще один игрок — Музей советских игровых автоматов. У музея два отделения — в Москве и Санкт-Петербурге (еще один, располагавшийся в Казани, был недавно закрыт по причине нерентабельности). Руководят музеем ребята, увлеченные и легкие на подъем, они все время находятся в поиске — автоматов, разумеется.

Кстати, сами же их ремонтируют и обслуживают. А еще постоянно пополняют свою коллекцию.

Например, недавно где-то нашли эксклюзив — игровой автомат «Астропилот»: весьма редкий, поскольку он из первой волны автоматов, производство которых прекращено где-то в 1982–1983 годах.

А еще у них появилась «Память» — очень крутой автомат, который в свое время был выпущен маленькой партией.

Ищут ребята экспонаты для пополнения своей коллекции не только в России, но и за границей.  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Вугман, один из создателей Музея советских игровых автоматов:

— Специалистов, которые могут починить игровые автоматы советского периода, не так много. Есть умельцы, которые переделывают автоматы, напихают туда всего современного. Но это уже не оригинальная история. А спрос на игровые автоматы есть. Есть люди, которые покупают себе автоматы для загородного дома — гостей удивить. Такие есть и будут всегда.  

МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

На ВДНХ прошла XX выставка РАППА-2018, которая собрала почти две сотни крупнейших представителей развлекательной индустрии со всего мира. Были в том числе и те, кто производит игровые автоматы.

Как убедился корреспондент «Вечерки», практически все представленные аппараты — модификация автоматов «Кран» и «Зонд». По словам специалистов, сегодня тех, кто играет в них, уже мало волнует сам процесс игры (это относится и к детям), они хотят результата в виде какого-либо приза. И чем он более дорогостоящий и внушительный, тем больше шансов, что игровой автомат не будет простаивать без дела. Сейчас даже разработаны специальные автоматы для супермаркетов, где в качестве приза человек может вытащить, к примеру, упаковку сосисок, палку колбасы, шоколадку или даже комплект нижнего белья.

— Мало того что старые советские аппараты сегодня непопулярны, — говорит один из производителей игровых аппаратов Константин Шерстюк, — они еще и технически несовершенны, потребляют много энергии, часто ломаются и нерентабельны. Средняя цена — 70 тысяч рублей современных «Хватайки», «Крюка», «Краболова» и других, и окупаются они за 2–3 месяца, иногда и раньше. Все зависит от того, где вы его поставите. Главное, чтобы место было многолюдное. По такому же принципу работают вендинговые автоматы.

ТОП-5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

МОРСКОЙ БОЙ

Один из самых первых автоматов (выпускался с 1973 года) имитировал торпедную атаку с подвод ной лодки по кораблям. За одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получает право еще на три бесплатных пуска.

СНАЙПЕР

Электронный тир. В течение одной минуты игроку нужно поразить 20 недвижимых мишеней. При 20 попаданиях игроку полагается призовая игра.

БАСКЕТБОЛ

Механический автомат для двух игроков. За три минуты нужно, нажимая на кнопки, забросить как можно больше мячей в корзину противника. Игровое поле было накрыто прозрачным куполом. При счете 30:30 полагалась призовая игра.

МАГИСТРАЛЬ

Имитация езды на трассе. Возможно было играть в нескольких режимах, в том числе «ночной» и «мокрая дорога». Кстати, именно на базе «Магистрали» были разработаны такие автоматы, как «Авторалли» и «Обгон».

КРАН (ЗОНД)

Управляя механической рукой, надо было достать из прозрачного корпуса автомата приз — приглянувшуюся игрушку, жвачку, шоколадку. Иногда в качестве приза в автомат выкладывались небольшие бутылочки коньяка.  

На фото: автомат "Морской бой"
Фото: Музей советских игровых автоматов
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2