Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Хранитель древностей. Начальник Главного архивного управления Москвы Ярослав Онопенко работал детективом

Общество
Ярослав Онопенко в хранилище с метрической книгой. В таких до революции записывались данные о рождениях, браках и смертях
Ярослав Онопенко в хранилище с метрической книгой. В таких до революции записывались данные о рождениях, браках и смертях / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
В субботу, 10 марта, отмечался День архивов. Наступившая весна для «хранителей древностей» особенная: в этом году отмечается 100-летие Государственной архивной службы России. С марта начнутся мероприятия: здания хранилищ украсят баннерами, будут устраивать выставки, презентации, дни открытых дверей. В честь двойного праздника начальник Главного архивного управления Москвы Ярослав Онопенко, до сих пор редко выступавший в прессе, сделал исключение для нашей газеты.

Архив — это такой терем, куда нет хода никому. Там суровые дамы охраняют документы от посторонних глаз: чем меньше народу их увидит, тем лучше… В последние годы Главное архивное управление Москвы делает все, чтобы разрушить этот стереотип. Все больше материалов рассекречивается, оцифровывается, публикуется, предоставляется для теле- и радиопередач. Постоянно проводятся историко-документальные выставки, в том числе виртуальные. Тысячи человек ежедневно знакомятся с документами Архивного фонда Москвы через главный городской портал «Mos.ru».

Несмотря на всю нынешнюю открытость работы архивистов, руководитель Управления Ярослав Онопенко нечасто дает интервью. Но в преддверии профессионального праздника он откровенно рассказал «Вечерней Москве» о том, почему его работа напоминает детективную, о чем думает архивист, придя поменять водительское удостоверение, и как быстро для профессионала современность становится историей.

МУЖСКАЯ РАБОТА

— Ярослав Аксентьевич, представляю, каково вам было накануне 8 Марта. Вам и другим мужчинам в управлении. Пришлось скидываться на подарки сотрудницам, а на этом можно разориться…

— Вы намекаете, что у нас почти исключительно женский коллектив? Это один из мифов. Действительно, в читальных залах работают в основном женщины. Но на выдаче дел из хранения, в секторе реставрации и в других подразделениях немало и сотрудников-мужчин. Вообще архивная работа далеко не кабинетная.

Я прошел все ее ступени начиная с февраля 2005 года, когда начал трудиться в Главархиве Москвы. Тогда моей задачей было собрать документы всех столичных хлебозаводов, а перед этим — помочь их правильно оформить на местах. Я постоянно ездил по всему городу. А так как сотрудники служб делопроизводств — в основном девушки, мне, конечно, было очень приятно работать с ними. После образования Троицкого и Новомосковского округов наш архивный отдел по Западному административному округу стал сотрудничать и с организациями Новой Москвы. Расширились территории, а вместе с ними — и круг задач. Эта работа была очень живой, сродни деятельности журналиста, а иногда даже детектива.

— Вам случалось обнаружить эксклюзив?

— Когда изучаешь архивы предприятий, особенно таких огромных, как советские, соприкасаешься с тысячами судеб. Помню, в документах хлебозавода № 6 мне попалась история о двух рабочих-подростках, которых в войну поймали за поеданием хлебного мякиша. Их судили военным судом! Иногда бывает нужно обратить внимание местных архивистов на то, какие документы в их фонде особенно важны. Исследователям куда интереснее будут не папки с цифрами, а, например, проекты благоустройства, протоколы встреч с жителями, подшивки районных газет, ведь именно в них — живая история.

ВСЕ ФОНДЫ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ

—  Вам охотно отдают документы?

— Государственные учреждения города Москвы обязаны сдавать их в архив по закону. Недавно к нам поступили документы ведомственных архивов департаментов образования, здравоохранения, ЖКХ и благоустройства. Мы очень рады, что они теперь сосредоточены в одном месте — это облегчает и реставрацию документов, и выдачу справок населению.

Для различных частных компаний, акционерных обществ, общественных организаций, а также для граждан передача нам материалов — дело добровольное. В 2000-е годы коммерческие структуры старались отклонять предложения о включении своих документов в Архивный фонд Москвы. Ведь сначала надо на месте привести материалы в упорядоченный вид, а это — затраты. Но в последнее время передают документы все охотнее.

— Потому что при нынешних ценах на аренду фирме выгоднее освободить лишнюю комнатку?

— Надеюсь, все-таки потому, что руководители организаций понимают социальную и историческую значимость этих материалов.

Нас без преувеличения можно назвать летописцами Москвы. Например, отдел документов личных собраний хранит бесценные материалы представителей научной и творческой интеллигенции, людей рабочих профессий, видных военных и государственных деятелей.

Наша отличительная особенность в том, что мы принимаем полный комплекс документов семейных и личных архивов, а не только те из них, что связаны с профессиональной или творческой деятельностью человека. Поэтому материалы наших фондов помогают иногда взглянуть на известных людей с неожиданной стороны. Недавно стали доступны для исследователей документы из фондов Анастасии Цветаевой, Евгения Долматовского. Мы принимаем материалы и рядовых горожан, если они представляют интерес для историков. Например, у нас большая коллекция писем москвичей с фронтов Великой Отечественной войны.

— И хватает места все это хранить?

— В последние пять лет правительство Москвы уделяет архивной службе большое внимание, оказывает всестороннюю поддержку. Нам недавно выделили дополнительные 7 тысяч квадратных метров на Краснодонской улице, 55. Здание на Профсоюзной улице, 82, корп. 1, отремонтировали, сделали специальный фасад, который будет еще лучше сохранять прохладу летом и тепло зимой. Скоро будет ремонт и в соседнем здании, на Профсоюзной, 80, причем не придется ни прерывать обслуживание читателей, ни переезжать (документы вообще лучше лишний раз не перемещать). В хранилищах возведут временные стены, а фасады разберут и сделают новые.

— Представляю, сколько работы у ваших сотрудников. И, наверное, с каждым годом ее все прибавляется и прибавляется?

— Работы действительно много. Но кое в чем, наоборот, им со временем становится легче. Мы освободили своих сотрудников от обслуживания граждан, которым нужны справки о зарплате и трудовом стаже для оформления пенсий — а это львиная доля запросов. Я очень хорошо помню, как очередь из тех, кому нужна такая справка, с утра до вечера тянулась в фойе архива с улицы, от самого метро. И общение с этими посетителями было непростым. Многие не могли вспомнить ни точного места и адреса прежней работы, ни времени трудоустройства и увольнения… Приходилось вытягивать из них информацию наводящими вопросами: «А вы там работали до того, как переехали в новую квартиру? Или добирались туда через весь город?». Но с 2014 года получать такие справки можно через ближайший к дому центр «Мои документы». Удобнее стало всем. Наши сотрудники теперь сосредоточились на профильной деятельности — обеспечении сохранности материалов, учете, комплектовании, подготовке к рассекречиванию, реставрации и оцифровке. Они готовят документальные издания, выставки, организуют конференции и, конечно, исполняют различные запросы горожан и организаций. Удалось повысить эффективность работы архивистов и обеспечить им достойную заработную плату. К нам охотно приходит молодежь, и это отрадно.

ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК ГРЯДУЩИЙ

— Сколько у вас документов? И за какой исторический период их больше всего?

— Скоро количество дел дойдет до 30 миллионов. Основной их массив — это конец XVIII–XX века, есть и более ранние, которые относятся к XVII столетию. Но мы фиксируем и факты новейшей истории. Например, парк «Зарядье», открытый прошлой осенью, уже включен в число организаций — источников комплектования. Ежегодно к нам поступает не менее 10 тысяч свежих дел, связанных с работой столичных властей, учреждений, общественных организаций. Постоянно пополняется фонд аудиовизуальных документов. В архиве есть штатный фотограф. Снимки 2016–2017 годов, на которых представлен благоустроенный центр города, позволяют оценить, как изменилась столица за последнее столетие. Кстати, они войдут в двухтомное издание «Москва вчера» — «Москва сегодня», которое мы готовим к печати. А в издательском проекте, посвященном столичному транспорту, его история доводится до появления Московского центрального кольца.

— Что еще в издательских, выставочных планах?

— В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Мы готовим издание «Тургенев и Москва» и выставку, приуроченную к этому знаменательному юбилею. Выйдет в свет книга «Москва молодежная», состоится цикл выставок на эту же тему. Начнется работа над изданием к 80-летию ВДНХ, которое будет отмечаться в 2019 году. В формате электронной публикации готовим сборник документов и материалов «Московские театры в годы Великой Отечественной войны», виртуальный проект «Культура Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», выставку к юбилею нашей отрасли — 100-летию государственной архивной службы России и многие другие интересные проекты.

ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТЕЛЛАЖ

— Что пользуется у исследователей наибольшим спросом?

— На первом месте — метрические книги и другие документы, нужные для генеалогических изысканий. Люди и сами изучают историю своих семей, и поручают это специалистам. На втором — фотографии старой Москвы. На третьем — все, что связано с историей транспорта. Ведь тема интереснейшая — и об этом свидетельствует популярность ретрофестивалей, таких, как Парад трамваев. Иногда сотрудники спрашивают читателя: «Вы книгу или статью об этом готовите?» Оказывается, нет — это просто для себя.

— Вам самому, наверное, теперь уже не до работы с фондами?

— Я внимательно слежу за работой Центральной экспертно-проверочной комиссии, знакомлюсь с заключениями. Меня интересует история архитектуры— в ней нагляднее всего видно развитие города. Не так давно смотрел документы, связанные с историей крупнейших нереализованных архитектурных проектов 1930-х годов, материалы о благоустройстве набережных в рамках Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года.

— Сейчас в моде слово «профдеформация», ею даже кокетничают. А у архивистов она бывает?

— А как же! Попадая в какое-нибудь учреждение, я невольно задумываюсь, какие документы о его деятельности вызвали бы наибольший интерес. Вот недавно довелось побывать в одном из центров «Мои документы» — нужно было поменять водительское удостоверение. Я восхитился масштабами и качеством работы. Сотрудник принимает в месяц около 600 человек! Ведь все это надо было организовать! Мы уже так привыкли к быстроте и удобству обслуживания, что забываем, какой труд за этим стоит.

Я бы не отказался заглянуть в протоколы совещаний, приказы, отчеты центров, чтобы понять, как построена система управления. В недалеком будущем подобные документы станут ценным источником по истории столицы. Так что наша главная «профдеформация» — потребность постоянно узнавать что-то новое.

— Ну, это любой профессионал про себя так скажет…

— Но про архивистов это реже всего предполагают. Думают, что у нас работа рутинная, шаблонная. Это не так. Мы — живые, постоянно развиваемся и совершенствуемся.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

— Сказание об основании монастыря в Хатунской волости (1607) — самый древний документ, повествует о строительстве в 1515 г. Давидово-Вознесенской мужской пустыни под Серпуховом.

— Рапорт московского обер-полицмейстера Петра Ивашкина московскому главнокомандующему графу Федору Ростопчину о состоянии города после ухода наполеоновских войск (1812 ).

— Описание торжественной церемонии закладки храма Христа Спасителя на Волхонке (1839).

— Прошение Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко к генерал-губернатору с просьбой разрешить постановку пьесы Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1898). С этого спектакля начался отсчет истории МХАТа.

— Нотная рукопись первоначального варианта Государственного гимна СССР (1943). Музыка, созданная Александром Александровым, осталась неизменной и для Государственного гимна РФ.

ЦИФРА

16 300 дел рассекретили за 2013 – 2017 годы. Это документы организаций КПСС, Мосгорисполкома, райисполкомов. За этот же срок оцифровали более 61 тысячи дел. В первую очередь в электронный формат переводят самые востребованные материалы: метрические книги, ревизские сказки, проекты зданий, документы Моссовета, а также фото-, аудио- и видеозаписи 1950–1960-х годов.

СПРАВКА

Ярослав Онопенко родился 5 июня 1978 года в Москве. Окончил с отличием Московский институт высшего социально-экономического образования (2001), в 2006 году прошел профессиональную переподготовку во Всероссийском НИИ документоведения и архивного дела (2006). С отличием окончил Историко-архивный институт РГГУ (2015). С 2005 года работает в структуре Главного архивного управления города Москвы. Начальник управления с 28 июля 2015 года. Действительный государственный советник города Москвы 2-го класса.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.