«Был месяц май» и «Весна на Заречной улице
Это и 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне, в которой он участвовал. Май же подарил ему и сына – 8 мая родился его сын Валерий, ставший впоследствии режиссером и сценаристом. Это и фильм «Был месяц май», и первая работа Петра Ефимовича в качестве главного оператора – знаменитая лента «Весна на Заречной улице».
Об этом фильме – «Весне на Заречной улице» – разговор отдельный. Эту удивительно светлую, лиричную картину о любви молодые, талантливые Марлен Хуциев и Петр Тодоровский сняли в 1956 году. Когда полвека спустя в Доме кино на Васильевской улице отмечали юбилей фильма, Петр Тодоровский весело рассказывал об этой работе, о времени, проведенном в украинском городе Запорожье, о коллегах. И играл на гитаре – удивительную музыку, которую сочинил сам. Вспомнить о том вечере мне помог диктофон и блокнот журналиста...
«...Сегодня нас здесь только трое – из той славной команды, которая снимала фильм «Весна на Заречной улице». Это я, оператор фильма Петр Тодоровский, народный артист России Геннадий Юхтин» – с этих слов начал вечер Марлен Хуциев. А потом начал вспоминать имена своих друзе и коллег, благодаря которым фильм получился таким, каким получился – проникновенным, чистым, запоминающимся.
– Это Нинка, молодая и красивая, – радостно воскликнул Марлен Мартынович, представляя исполнительницу главной роли – актрису Нину Иванову.
И добавил:
– Она захотела остаться в нашей памяти той самой Татьяной Сергеевной – с ясными глазами, волнистым светлыми волосами, улыбчивой...Что ж, это ее право.
Вспоминая Николая Рыбникова, Хуциев был по-мужски лаконичен:
- Второго Рыбникова никогда больше не будет, поэтому я и мысли не допускал о том, чтобы снять продолжение «Весны на Заречной улице», как это сейчас модно делать.
Не будет и такого сценариста, как Феликс Миронер – добродушного и очень наивного человека, который спал на сундуке, заполненного рукописями, набросками, остроумными диалогами.
– Феликс был неисправимым романтиком, над которым мы постоянно подшучивали. Однажды он приготовил бутылку хорошего коньяка для встречи с девушкой, а мы коньяк выпили и налили туда чай, – вспоминал под хохот зала Марлен Мартынович.
А потом слово взял Петр Тодоровский. Он рассказывал о том, как Николай Рыбников мог приложить кого надо крепким словом (как и его киногерой), а Феликс Миронер очень боялся, что эти «вольности» ненароком войдут в его сценарий...
Прошло время, а ощущение тепла от этой встречи не проходит. Еще три года, и фильму исполнится 60 лет. Киноленты живут дольше людей. И как горько осознавать это в такие дни...
А за окнами – май. То жаркий до безумия, то дождливый май 2013 года. Май, унесший Тодоровского. И звучит с диктофона его голос, и заполняет сердце невыразимая печаль. Горьким вышел этот май...
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕТРА ТОДОРОВСКОГО