Тайна преподобного Иоанна Лествичника
Сюжет:
Воскресная проповедьБезвестность — общая черта многих великих аскетов Православной Церкви. Еще в древности египетские подвижники предупреждали, что добродетель утрачивает всякую цену, как только о ней узнает мир. В духовных наставлениях безымянного исихаста, подвизавшегося на Афоне, сказано, что верхом самоотречения и любви к Богу для афонских монахов является полное уединение, когда никто не ведает даже имени подвижника, только Бог видит его труды и молитвы.
Как это чуждо духу нашего времени с его преобладающим стремлением к публичности, известности, узнаваемости, популярности! А в житии святого Иоанна Лествичника даже пределы его земной жизни точно не датированы. Сказано лишь, что он провел ее на Синайской горе – от юных лет до смерти в глубокой старости. Тем не менее, пример автора «Лествицы» учит нас тому, что составляет основу духовной жизни человека, независимо от его состояния, призвания и места проживания. Он является для нас, современных христиан, верным ориентиром на поприще Великого поста: чтобы не растерять благодатных даров воздержания, очень важно сохранить собранность, сосредоточенность. Для этого вовсе не обязательно убегать в глухие места, удаленные монастыри. Это вовсе не нужно для тех, кто имеет призвание жить и спасаться в миру.
Необходимо лишь правильно организовать свою жизнь — избегать вредных и бесполезных контактов, пустых разговоров, которые не приносят пользы душе и, более того, влекут к осуждению и другим грехам. Постное воздержание тогда только полезно, когда сопряжено с внутренним подвигом — хранением чувств, умеренностью в общении. Очень важно совершать пост, равно как и все христианское делание нашей жизни, не афишируя его, избегая демонстративности, делания напоказ.
Многие люди, всеми способами стремившиеся оставить после себя хоть какую-то память, заставить потомков говорить о себе после своей смерти, так и остались безвестными. Сколько знаменитостей, желавших славы и после смерти, ушли из этого мира незаметно, оставленные даже близкими родственниками. И вместе с тем сколько подвижников, которые стремились оставаться совершенно неизвестными и никому неведомыми, чтобы возделывать свои души, облагораживать их благими качествами и навыками, известны всему миру и поныне.
Пример преподобного Иоанна в этом отношении весьма показателен. Подробности его жизни ведомы одному Творцу, но все, кто знаком с историей Церкви и монашества, кто интересуется основами христианской духовности, знают о его знаменитой «Лествице», которая послужила руководством для многих поколений православных христиан, идущих путем духовного совершенствования. Эта книга, написанная в пустынном уединении, вдали от мирского шума и суеты, светит всему православному миру, обогащая знаниями о том, как правильно и с пользой для души совершать дело своего спасения. Она указывает важнейшие законы духовной жизни, соблюдая которые человек обретает истинный путь к Богу.
Один из ее важнейших уроков — это необходимость постепенного восхождения по лестнице духовных добродетелей начиная с самого важного – отказа от приоритета земных удовольствий и приобретения покаяния и смирения, без которых невозможна духовная жизнь. Для этого человек должен в первую очередь переосмыслить свое понимание жизни, осознать, что не собственная воля и пожелания должны стоять во главе угла, а исполнение воли Божией. Начиная любой подвиг, очень важно увидеть свою внутреннюю неправоту перед Богом и людьми, научиться покаянию, а затем уже на этом фундаменте строить здание добродетели, не ожидая скорых результатов, но терпеливо трудясь над своей душой.
Ритм современной жизни, подстегиваемый технологическими достижениями, постоянно ускоряется и вытесняет из нашего сознания необходимость терпеливого труда. Очень многое, чего нашим предкам приходилось добиваться длительное время постоянным напряжением сил, в наше время достигается в короткий срок. По причине утраты навыка терпения современный человек хочет видеть плоды своих подвигов в самом начале их совершения. Он не готов терпеть неудачи, ошибки и падения, чтобы через это углублять свое покаяние, развивать смирение. Вот почему многие, с энтузиазмом начав духовную жизнь, вскоре оставляют ее, не справившись с неизбежными искушениями и скорбями.
Ежегодно напоминая Великим постом о преподобном Иоанне и его «Лествице», Православная Церковь подчеркивает, что пренебрежение закономерностями духовного совершенствования делает наши подвиги бесплодными, а порой и вредными для души. Чтобы достичь действительного обновления во Христе, необходимо жить, подчиняя свою волю и разум Божественной воле, следуя наставлениям прославленных Церковью подвижников, а также прибегая к советам духовно опытных людей. Это позволяет правильно понимать евангельские заповеди и святоотеческое учение, помогает с пользой пройти подвиг Великого поста и правильно выстроить свою духовную жизнь, чтобы она подлинно соединяла нас со Христом.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции