«Весьма вероятно» - значит виновен
Страны Евросоюза присоединились к позиции Великобритании и обвинили именно Россию в отравлении бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Ряд европейских стран собираются отзывать своих дипломатов из России и высылать российских. Мы входим в самый острый кризис отношений с Евросоюзом за последние десятилетия. Как он отзовется на простых гражданах России?
Английское выражение «highly likely» (наиболее вероятно) уже стало мэмом. Именно так определена «вина» России в отравлении бывшего шпиона. В коллективном заявлении ЕС так и сказано: мол, никакого иного правдоподобного объяснения отравлению нет, стало быть, это его отравили по приказу Кремля. Хотя почему нет, собственно? Вот несколько таких же «правдоподобных» версий с ходу. Скрипаль был отравлен британским спецслужбами, чтобы «подставить» Москву и одновременно повысить рейтинг премьера Терезы Мэй, который пошатнулся ввиду того, что она плохо и неэффективно проводит переговоры по выходу Британии из ЕС. Или, например, Скрипаль, используя свои шпионские навыки, «подрабатывал», оказывая услуги неким сомнительным конторам, а потом его решили убрать. Наконец, как вам версия о том, что убить вообще хотели не Скрипаля, а его дочь? По разным причинам, в том числе бытовым.
Однако ни одна из этих версий не рассматривается обвинителями. И нет никаких гарантий того, что если британские следователи «накопают» что-то, что противоречит версии о «вине» России, то это просто не будет предано огласке. Потому что в Европе применительно к России отменили презумпцию невиновности. «Highly likely» теперь означает «виновен». В отсутствии конкретных подозреваемых-исполнителей, мотива и даже места, где именно это было сделано и как.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что обвинения Лондона в адрес Москвы - надуманные. «Представьте, что в центре Москвы происходит ДТП, гибнет человек. Автомобиль оказывается британского производства — скажем, Range Rover. А теперь представьте, что Кремль или МИД заявляют, что с большой вероятностью вина за эту аварию лежит на премьер-министре Великобритании», — заявил пресс-секретарь. Но это – согласно обычной логике. А она, похоже, перестала работать. Песков также отметил, что первые обвинения в адрес РФ выдвинули именно политические деятели, причем спустя всего лишь несколько часов после инцидента. «Сразу же стали говорить о том, что Россия с «высокой вероятностью» несет ответственность за покушение. А теперь мы слышим слова экспертов из ОЗХО о том, что даже предварительный анализ отравляющего вещества займет около трех недель. Противоречие налицо», — указал пресс-секретарь российского президента. Однако в Европе противоречий тут никаких не видят и не хотят.
Британии удалось мобилизовать довольно широкий антироссийский фронт. В знак солидарности с британцами собираются отзывать своих дипломатов и, соответственно, высылать российских дипломатов целый ряд стран-членов ЕС. Такие, как Франция, Латвия, Литва, Эстония, Польша, возможно, Чехия, Ирландия, Дания. Примечательно, что Польша объявила о закрытии (якобы временном) всех своих 12 визовых центров в России в разных городах. Получить польскую шенгенскую визу теперь (и пока) можно будет только через консульство в Москве, заранее записавшись.
В то же время ряд европейских стран выступили против такого решения, как отзыв послов и высылка дипломатов. В их числе — Греция, Словакия, Кипр и Италия. То есть единого фронта пока все же не получается.
Однако можно предположить, что если ситуация будет развиваться такими же темпами, то уже довольно скоро россияне столкнутся с проблемами при получении виз в европейские страны. Хотя формально заявления на визы принимают визовые центры, сотрудники которых не являются сотрудниками посольств и консульств, однако обрабатывают анкеты именно последние. В случае сокращения персонала, время обработки, как минимум, увеличится. То есть, «виноватыми» в отравлении Скрипаля европейцы сделают не только российские спецслужбы (якобы это они), но и всех российских граждан скопом. А ведь еще сравнительно недавно наши «европейские партнеры» учили нас, как надо строить правовое государство. И мы даже пытались следовать некоторым их советам.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции