Если бы Гагарин прожил дольше…
Катастрофа до сих пор окутана тайной, ведь за штурвалом находился опытный пилот Герой Советского Союза Владимир Серегин. На месте падения нашли кусок летной куртки Гагарина: в кармане - талоны на питание в Звездном городке, шоферские права, 40 рублей и фотография Королева, который умер на операционном столе двумя годами раньше.
Несмотря на работу многих комиссий, причина трагедии не установлена. Странных стечений подозрительно много. Группа во главе с руководителем инженерной подготовки космонавтов генералом Белоцерковским вынесла вердикт, что вошедший в чужую зону сверхзвуковой Су вогнал самолет Гагарина в плоский штопор, выйти из него из-за плохих метеоусловий экипаж не успел. Ближайший друг Гагарина космонавт Леонов говорил мне, что знает даже имя летчика, но высшее руководство решило убрать концы в воду, потому что правда о халатности могла возмутить умы, а тайна успокоит влюбленных в первого космонавта советских людей…
В результате возникло множество мифов. Есть легенда, что в первый отряд отбирали летчиков со здоровьем быка и разумом младенца. У всех 20 летчиков в дипломе военного училища было не больше двух четверок. Гагарин с отличием поочередно окончил школу, ПТУ, техникум, училище, Академию. Старый мастер на Балтийском заводе написал характеристику: «Я был бы счастлив, если бы этот молодой человек взял у меня из рук ковш». У него была гипертрофированная ответственность за каждое дело, что можно увидеть, заглянув в прилежные конспекты в отряде космонавтов.
Уверен, не из-за лучезарной улыбки, а именно из-за ответственности и стопроцентной надежности мудрый Королев выбрал первого космонавта. В апреле 1967 года он был дублером Владимира Комарова, который погиб при приземлении. После этого было принято решение больше не пускать Гагарина в космос. Он был не согласен с приговором, продолжал летные тренировки. И никогда не сел бы за штурвал, если бы чувствовал себя плохо.
После полета в космос Гагарин объездил мир, побывал в 30 странах, короли и президенты стояли в очереди на его визит. Удивительно, но у него не было намека на «звездную» болезнь. Ни на одном из великосветских приемов выросший в деревне советский летчик не нарушил этикет. Речь в Риме он начал со слов: «Уважаемые дамы и господа!» И далее говорил, как гвозди в стену вколачивал. Объяснил переводчику: «В «Консуэло» читал описание приема».
После смерти Королева и Гагарина советская космонавтика стала медленно отступать с лидирующих позиций. Невозможно представить, как отнеслись бы эти великие люди к проигранной гонке за Луну, к затоплению станции «Мир», к постановке на земной прикол космического самолета «Буран». Или с Королевым и Гагариным мы бы Луну не проиграли и летали бы на собственной станции к собственным космическим целям? Известно, что Гагарин прорывался на прием к Брежневу, чтобы защитить проекты, которые казались сползающему в застой руководству чересчур смелыми и амбициозными.
Иногда говорят, что Пушкин не мог прожить дольше. А Гагарин?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции