Неделя 5-я по Пятидесятнице
Сюжет:
Воскресная проповедьХристос всегда приходит к нуждающемуся в Его помощи человеку, даже если человек находится в безвыходном положении и все от него отвернулись.
В Евангелии этого воскресного дня говорится, что Христос прибыл в страну Гергесинскую, где Его встретили два «весьма свирепых» бесноватых. Бесноватость – это не просто психическое расстройство. Если бы это было психическим расстройством, врачи могли бы вылечивать это заболевание, однако бесноватость не поддается медицинскому излечению. Бесноватость – это одержимость человека диаволом, когда человек добровольно подчиняет свою волю, строй мыслей, чувства и поведение злому действу диавола. От этого страдает он сам, страдают и окружающие. Одержимость бывает агрессивно выраженной и скрытой. Но при любой ее форме человек уклоняется от богообщения, он не может молиться и поститься, не переносит святынь и богохульствует.
Двое гергесинских бесноватых имели агрессивно выраженную форму одержимости и были социально опасны, поэтому жители селения изгнали их. Они вынуждены были жить «во гробах» (захоронения в той местности устраивались в пещерах) и своей свирепостью наводили такой ужас, «что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8, 28).
Увидев Христа, «они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). Не страдающие бесноватые обратились ко Христу, а поработившие их злые духи, которые чувствовали приближение конца своей власти над этими бедными людьми. Евангелист Марк уточняет этот случай исцеления. Он сообщает, что Христос спросил бесноватого: «Как тебе имя?» Не человек, а бес ответил: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5, 9). Даже здесь диавол лишил человека свободы ответить за себя. И вот, бесы просят у Христа разрешения вселиться в свиное стадо, после чего это стадо с обрыва бросилось в воду Тивериадского озера и погибло. Так эти две страждущие личности освобождаются от власти диавола, они стали здоровыми, однако народ, узнав о случившемся, просит Христа оставить их пределы. Оказалось, что стадо свиней для этих людей дороже встречи со Христом и их даже не порадовало исцеление двоих односельчан.
Этот евангельский отрывок говорит нам о том, что Христос пришел избавить человека от власти диавола. Бесы действовали и действуют в мире. Неоднократно мы читаем в Евангелии об исцелении Христом бесноватых, но надо помнить, что одержимость проявляется и в наши дни. Только со времени Христа действо диавола ограничено. Там, где Христос, нет места нечистому духу. Народ, принявший христианство и живущий по Евангелию, становится народом избранным, Дух Святой живет в нем, и там действо диавола ограничивается.
В этот воскресный день мы празднуем память равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. До просвещения светом веры он имел развращенное и жестокое сердце. Приняв Крещение, князь в корне изменил свою жизнь. Как говорит «Повесть временных лет», святой князь полюбил книжное чтение, и услышав однажды евангельские строки: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), стал активно заниматься делами милосердия. За благоверным князем в народной памяти закрепилось именование «Красное Солнышко» – как образ Солнца Правды, Христа, взошедшего над нашей землей тысячелетие назад.
С крещением Руси Православие стало источником нашей языковой и культурной общности, духовной осью русской цивилизации. Благодаря евангельским ценностям наша культура распространилась и закрепилась на гигантской евразийской территории.
Тысячелетие Россия шла своим историческим путем, общим для многих народов. Нет «дореволюционной», ни «советской», ни «постсоветской» Руси, а есть единственная Русь–Россия, уходящая корнями в седую старину веков. Мы приемники и продолжатели дела святого князя Владимира, и нам необходимо восстановить духовную связь времен, утраченную в результате событий 1917 года. Необходимо вернуть веру в жизнь людей, не быть подобными жителям страны Гергесинской, не принявшими Христа, а наоборот, обратиться к своему Спасителю и с надеждой и верой воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции