Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Два капитана

Общество
Программа «Плавучего университета» крайне актуальна в связи с реализацией стратегии России по освоению ресурсов Арктики.
Программа «Плавучего университета» крайне актуальна в связи с реализацией стратегии России по освоению ресурсов Арктики. / Фото предоставлены пресс-службой Русского географического общества

«Сознание, что я первый человек, поднявшийся на самолете в суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало сосредоточиться», — напишет позже Нагурский в своем дневнике. Суровая и загадочная Арктика всегда влекла к себе горячие молодые сердца. Романтикой подвига и жаждой неизведанного эта особая земля манила и манит очень многих. Военных, авиаторов, мореплавателей и, конечно же, научных исследователей. Вспомните Каверина и его бессмертного героя Саню Григорьева... Новые капитаны выходят на просторы Арктики. О новом поколении романтиков — эта страница.

За три с половиной недели научно-исследовательское судно ледового класса «Профессор Молчанов» с 53 членами экипажа на борту, среди которых были и студенты МГУ, прошло более четырех тысяч морских миль по Белому, Баренцевому и Карскому морям. Из Архангельска — к острову Вайгач, оттуда к Новой Земле и вдоль ее западного берега к архипелагу Земля Франца-Иосифа.

Корреспондент «ВМ» встретил корабль в порту Архангельска.

Грант на практику

Два года назад Архангельское отделение Русского географического общества (РГО) выиграло государственный грант на создание «Арктического плавучего университета» — образовательного проекта, во время которого молодые ученые получают знания и навыки в реальных условиях северных морей. С тех пор энтузиазма у желающих посвятить себя Арктике заметно прибавилось — ведь с момента развала Союза и вплоть до 2011 года реальных возможностей для развития их профессиональных навыков не существовало. Новый источник средств в корне изменил ситуацию: эта экспедиция стала уже второй по счету в этом году, а в августе состоялась и третья.

Вас приветствует берег

Атмосфера в морском речном порту Архангельска сдержанно торжественная. На причале группа встречающих — человек 50 родных и близких плюс случайные зеваки. Из инвентаря — две микрофонные стойки, три российских флага и комплект аудиосистемы в кузове уазика. Из колонок доносится бодрый моложавый голос — накладываясь на вспышки «мыльниц», он монотонно зачитывает по бумажке список задач, успешно выполненных экипажем «Профессора Молчанова» в плавании. Кроме виновника торжества в гавани всего один корабль — огромный, давно застывший на берегу ледокол «Диксон», на время ушедший в тень.

Все взоры обращены к только что пришвартовавшемуся «Молчанову». Позируя журналистам из центра, на фальшборте судна выстроился экипаж. Команда застенчиво улыбается публике, публика — команде, до тех пор, пока истошный нетрезвый вопль «Уррааа!!!» не сдувает налет нелепого официоза.

Столичные — как и все, отличные

После краткой речи вице-мэра города и других официальных лиц пресса поднимается на судно и рассыпается по каютам — общаться с экипажем.

В поисках московского «десанта» — трех студентов с кафедры океанологии географического факультета МГУ — мы пробегаем мимо пустующей рубки штурмана и оказываемся у капитанского мостика, где охотно позирует перед камерами могучий капитан «Профессора Молчанова» Виктор Лощевский.

— Виктор Александрович, долго ли привыкает к морской жизни наш средний столичный студент?

— Да ровно столько же, сколько и средний архангелогородский. Арктика, она, знаете ли, завораживает каждого. Так забирает, что становится жалко времени, чтобы обращать внимание на трудности.

— К сожалению, у ваших земляков сегодня ранний поезд, они с корабля побежали сразу на вокзал, — добавляет руководитель экспедиции, профессор кафедры географии и геоэкологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ) Наталья Бызова. — Они замечательные, сразу влились в коллектив.

Наравне с настоящими полярниками работали на корме в штормовых условиях и, как все, выступали с ежедневными отчетами. О каких-то поблажках и речи не было.

Мы заруливаем в заставленную аппаратурой каюту, где за ноутбуком притаилась Татьяна Страхова, старший научный сотрудник ВНИРО и единственная москвичка в команде преподавателей, участвовавших в плавании.

— Я не первый раз в научной экспедиции, — опережает нас Татьяна, — но ее образовательная программа стала новым для меня опытом. А самым интересным здесь были, конечно, высадки на берег, потому что ни один научный рейс таких возможностей не дает.

«Зеленая» энергия и белые медведи

— На мысе Желания студенты из моей группы выполнили операцию, которая жизненно важна для расположенной там полярной станции, — они смонтировали там современную экологически чистую энергоустановку (ветрогенератор и комплекс солнечных батарей общей стоимостью 400 тысяч рублей. — «ВМ»). Для этого им пришлось подготовить скальное основание и проделать в нем углубление более чем в метр глубиной, — бодро рапортует нам руководитель геоинформационного блока инженер Дмитрий Ковалев. — Их не испугали даже местные старожилы — белые медведи, которых привлек грохот отбойных молотков! Так что через пять дней, когда мы приплыли за ними на обратном пути, вся полярная станция была уже полностью запитана от их установки и энергии хватало на все. Хотя молодежь без конца пользовалась Интернетом и спутниковой связью, а в боксах у них постоянно горел свет. С бензиновым генератором, который питал станцию до нас, так не пошикуешь. Вот что мы называем настоящей «зеленой» энергией! — подытоживает Ковалев.

— Скажи, Володя, — обращаюсь я к Владимиру Терехину, четверокурснику Института естественных наук и биомедицины САФУ, — тебя как-то специально готовили к работе в таких условиях?

— Специальной подготовки не было, только легкий медосмотр перед плаванием — флюорография и четыре «мушкетера»: венеролог, дерматолог, терапевт и кардиолог.

— На пресс-конференции в честь вашего прибытия нам сообщили, что во время плавания над вами «проводились психофизиологические тесты». Это прозвучало как-то загадочно — в чем там было дело?

— Да ничего особенного, простая ОФП, — улыбается наш бывалый полярник, — мы приседали и отжимались, а до и после нам измеряли пульс и мозговую активность, у меня есть фото на память — там вся моя голова облеплена датчиками. Могу подтвердить: и с общефизической подготовкой, и с мозговой активностью все у Владимира в полном порядке.

Не ручьи — реки!

Следующая по нашему курсу — каюта гляциологов, специалистов по природному льду, во всех трех его аморфных разновидностях и 15 кристаллических модификациях. Задаем вопрос, который не может сегодня не волновать каждого думающего человека: все ли в порядке со льдом на планете, нет ли с ним каких-то пугающих перемен?

— Мы занимаемся скорее электрофизикой, а не динамикой льдов, — уточняет Людмила Ворожцова, на судне — главный гляциолог экспедиции, на суше — доцент кафедры общей физики САФУ. — Поэтому нас интересовало в основном наличие во льду примесей. А особое впечатление на нас произвел ледник на острове Чамп: он таял буквально на глазах, там струились даже не бурные ручьи, а настоящие горные реки! Что касается научных выводов, это все не быстро: материала мы набрали много, на очереди лабораторные исследования.

Полярные огурцы...

— Не томите, девушки! Ответьте, можно ли в Арктике заниматься растениеводством? — мы уже на территории биологов, общаемся с заведующей кафедрой ботаники САФУ Еленой Чураковой и ее ученицей, студенткой Александрой Юшковой.

— На открытой земле, которая суть скалы, это не представляется возможным. А вот в парниках — пожалуйста. К примеру, на метеостанции острова Хейс наши полярники на подоконниках выращивают огурцы, вполне пригодные к еде.

— Кроме шуток, чем вы занимались в экспедиции?

— Нами был собран большой гербарный материал в количестве 350 листов 124 видов сосудистых растений, а также 200 образцов мхов и лишайников, — рассказывает Елена Чуракова, — во время вы садок на острова мы в общей сложности выполнили геоботаническое описание 27 растительных сообществ. Везде, где высаживались, провели химический анализ проб почвы.

...и глобальное потепление

Каюта гидрохимического блока, наш собеседник — Иван Гангнус, старший научный сотрудник ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО):

— Мы получили интересные данные по содержанию нитритов в воде Баренцева моря. Они говорят о том, что там многовато органики, которой в глубинной воде быть не должно.

— Это что же, Баренцево море становится теплее?

— Об этом рано говорить, вот сравним с тем, что намерили океанографы… И вообще, это море так изменчиво!

Проза жизни. И — о погоде!

Наш автобус продвигается к зданию Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), за окном практически дикая природа. Впрочем, внешний вид Архангельска — вообще тема отдельная. Если мыслить позитивно, сказать об этом можно так: планы по озеленению города местные власти перевыполнили лет на 40 вперед.

Даже на центральных улицах этого областного центра нас встречают разваливающиеся двухэтажные деревянные бараки, которые хором передают привет местному департаменту ЖКХ, а криво посаженные и явно девственные в смысле стрижки деревья вокруг них дружно салютуют городскому департаменту благоустройства.

Мы в кабинете начальника УГМС Леонида Васильева, по совместительству — председателя Архангельского областного отделения РГО. Его озабоченный вид наводит нас на мысли о насущном.

— Леонид Юрьевич, какова в управлении средняя зарплата персонала?

— 18–19 тысяч у нас получает рядовой сотрудник, 25 тысяч — тот, кто ходит в арктические экспедиции. У заслуженных работников со всеми надбавками получается в пределах 40 тысяч. Плюс паек первой категории, т. е. еще 7 тысяч. Рублей, разумеется.

На три четверти Северное УГМС финансируется из федерального бюджета, остальное зарабатывает само — составляет на заказ так называемые специальные прогнозы погоды по маршрутам следования судов.

Сейчас в УГМС наблюдается небольшой приток молодежи из профильных вузов, неспроста же его руководство возлагает большие надежды на «Арктический плавучий университет» — проект, который вполне способен вернуть интерес молодежи к изучению северных морей.

— В настоящее время мы вносим предложения по маршруту экспедиций в следующем году, — подытоживает Васильев, — и надеемся, что работа проекта «Арктический Плавучий университет» будет продолжена. Как несомненное благо для российской науки.

В реальных условиях северных морей молодые ученые получали знания и навыки в рамках проекта «Арктический плавучий университет». В реальных условиях северных морей молодые ученые получали знания и навыки в рамках проекта «Арктический плавучий университет». / Фото предоставлены пресс-службой Русского географического общества

СПРАВКА «ВМ»

Проект «Арктический Плавучий Университет» реализуется Северным Арктическим федеральным университетом, Росгидрометом и Русским географическим обществом.

Маршрут второго рейса экспедиции (2 - 26 июля 2013 года): Архангельск - Белое море - остров Колгуев - МГ-2 (Полярная гидрометеорологическая станция 2 разряда - прим. ВМ) -Белый Нос - остров Вайгач - мыс Желания - Земля Франца-Иосифа - мыс Желания - Архангельск. Экипаж научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» совершил 11 высадок на арктические острова. 3-й рейс экспедиции 2013 года стартует из Архангельска 6 августа.

Русское географическое общество (РГО) — старейшая общественная организация России.

В 2009 году президентом общества стал Сергей Шойгу, а попечительский совет возглавил Владимир Путин. Сейчас общество проводит съезды учителей географии, снимает фильмы и курирует защиту редких видов животных.

Расходы РГО в 2012 году составили 460 млн рублей. В этом г оду общество одобрило около 100 проектов, в том числе экспедицию «Великая степь — перекресток культур и дорог» и поиск останков самолета Н-209 (пропавшего 75 лет назад с шестью членами экипажа на борту. — «ВМ») у берегов Аляски.

Исследовать Арктику: не словом, а делом

Наталья Бызова, руководитель экспедиции «Арктического плавучего университета»:

— Мы достигли самой северной широты, 81-й, так далеко до нас никто не заходил. Затем мы шли на остров Рудольфа, чтобы достигнуть 82-го градуса, но, к сожалению, нам помешали айсберги.

Станислав Мысленков, научный сотрудник кафедры океанологии МГУ:

— Причина, почему в экспедицию позвали наших ребят, простая — без наших сотрудников сложно представить настоящий плавучий университет, по каким бы морям он ни плавал. Мы многие годы занимаем первые позиции по поставке стране специалистов океанологического профиля. В этой экспедиции наши студенты измеряли температуру и электропроводность морской воды, а также отбирали пробы для гидрохимических анализов.

Дмитрий Шпаро, путешественник, чья экспедиция 1979 года первой в мире достигла Северного полюса на лыжах. Заслуженный мастер спорта СССР:

— Три недели в такой экспедиции — не тот срок, чтобы говорить о необходимости адаптироваться к арктическим условиям. Нет никакой разницы — работаешь ты в комфортном офисе большого города или всю жизнь удишь рыбу в поселке на северных широтах. 20 дней в Арктике перетерпит любой уважающий себя человек. Угроза цинги — злейшего врага полярников прошлого — сегодня неактуальна.

Современный рацион питания арктической экспедиции достаточно разнообразен, в него обязательно входят свежая рыба и овощи, и это полностью исключает малейшую возможность возникновения этой болезни.

Артур Чилингаров, вице-президент, идейный вдохновитель «Арктического плавучего университета»:

— Российская Федерация была и остается лидером в покорении Арктики, и в настоящее время мы являемся свидетелями начала нового этапа освоения российских полярных богатств.

Потребность в научно-исследовательских высокоширотных экспедициях в последние годы особенно возросла с учетом масштабности проектов по исследованию и разработке континентального шельфа и в полной мере соответствует стратегическим интересам нашей страны… Мы не на словах, а на реальных делах должны доказывать, что хотим заниматься Арктикой.

ФАКТЫ

Арктический спор

Тема освоения арктического шельфа получила резонанс в мире после экспедиции 2007 года Артура Чилингарова, увенчавшейся установкой на дне Северного Ледовитого океана российского флага, выполненного из титана.

— Уж не знаю, что они там установили на дне океана — металлический флаг, резиновый или простыню. В любом случае это не дает претензиям русских на океанический шельф законные основания,— заявил представитель Госдепа США Том Кейси.

— На дворе не XV век. Нельзя проехать по миру, установить какие-то флаги, а потом заявлять: «Это наша территория», — высказался глава МИД Канады Питер Маккей.

Арктические планы

Для защиты приполярных интересов в планах России стоят четкие задачи по созданию нового ледокольного флота.

Ожидается, что вложение средств в серийное производство судов позволит сократить затраты на судостроение и ускорить темпы производства. Так, в настоящее время на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строится первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Она обеспечит инфраструктуру заполярных центров по освоению шельфа. Там же в стадии достройки находятся головные дизельный и атомный ледоколы. Строительство дизельного «Айсберга» оценивается в 7,9 миллиарда рублей и завершится к октябрю 2015 года. Инновационный двухосадочный атомный ледокол стоит 30 миллиардов и должен стать самым мощным судном такого класса на планете.

КСТАТИ

На этой неделе в Архангельск вернулись российские участники третьей в этом году экспедиции «Арктического плавучего университета», организованной совместно с норвежскими исследователями и посвященной памяти полярного исследователя Фритьофа Нансена.

Рейс проходил по маршруту великого путешественника: Архангельск — Бугрино — Вайгач — Ямал — Диксон — Дудинка и далее в Норильск и Красноярск.

— Экспедиционная программа выполнена полностью. И мы, и норвежцы довольны результатами. Участники мероприятия провели дискуссии на различные темы, касающиеся освоения и развития полярного региона, — рассказали «Вечерке» организаторы.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.