Микробизнес получил помощь. Но хочет больше
На минувшей неделе президент Владимир Путиным подписал закон, снижающий платежи для индивидуальных предпринимателей (ИП). Страховые взносы снижаются с 1 января будущего года. Но по-разному.
Для тех, чей годовой оборот не превышает 300 тысяч рублей, взнос в Пенсионный фонд составит 1 МРОТ, а не 2, как сейчас. Аналогично — для крестьянских фермерских хозяйств. Но для ИП, чей годовой доход выше, ставка составит 1 МРОТ плюс 1 процент от суммы, превышающей 300 тысяч. Но не больше восьми МРОТ (около 130 тысяч рублей). Такие нормы должны действовать бессрочно, а не два года, как законодатели предполагали сначала.
Прежние повышенные ставки были введены с 1 января этого года и вызвали возмущение предпринимателей, поскольку в Пенсионный фонд их обязали платить в два раза больше — 35,6 тысячи рублей вместо 17 тысяч. По официальным данным, с 1 декабря 2012 года по 1 июня 2013 года в стране было зарегистрировано 250 тысяч ИП, в то время как прекратили свое существование 750 тысяч. То есть с белого рынка ушли порядка 500 тысяч предпринимателей.
Что означало не только потерю более половины легальных рабочих мест, но и сокращение поступлений в бюджет.
В агентстве «Малый бизнес Москвы» отметили, что на Москве тогдашнее повышение страховых взносов отразилось не так сильно. «Здесь другие условия ведения бизнеса у малого и среднего бизнеса и другая финансовая составляющая», — пояснил заместитель генерального директора столичного агентства Константин Поздняков. Кроме того, он отметил, что в городе действует много программ, которые стимулируют работать честно, в «белой зоне».
Бизнес отмечает половинчатость принятых мер, ведь они касаются лишь мелких предпринимателей с доходом до 300 тысяч рублей.
— Это позволит сохранить микропредпринимателей, которые остро нуждаются в поддержке и стимулировании, — отметил глава «Опора России» Александр Бречалов.
Однако бизнес-сообщество настаивает на радикальной поддержке начинающих ИП — двухлетних налоговых каникулах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Идею лоббирует ОНФ, намеревающийся к 5 августу представить в правительство РФ подписи в поддержку такой инициативы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владлен Максимов, президент Коалиции киоскеров:
- Любое движение навстречу малому бизнесу - лучше, чем ничего. Но остается вопрос: «Почему льготы предусмотрены только для самых маленьких?» Индивидуальные предприниматели с доходом 300000 в год – это исчезающий вид. Большинство предпринимателей останется в прежних, жестких условиях. Не думаю, что люди, планирующие заниматься бизнесом, рассчитывают на доход, равный 300 000 рублей в год. Поэтому закон вряд ли будет стимулировать открытие новых ИП или как-то облегчит жизнь значительной части существующих.
Что могло бы стимулировать ИП работать "по-белому"? Если говорить о налогообложении, то тут можно привести в пример позитивный опыт Московской области, где применяется ЕНВД с вменяемыми ставками. Думаю, к этой теме можно было бы обратиться и в Москве.
Но не все упирается в налоги. Стимулировать предпринимателей выйти из тени могли бы и другие меры. Скажем, проблема, с которой мы сталкиваемся, не только в Москве, но и в регионах – принудительное ограничение ассортимента. На минувшей неделе мы с коллегами на "круглом столе" обсуждали этот вопрос: трудности возникают не только в связи с последними изменениями правил продаж пива и табака, но и с другими товарными категориями. Например, с прохладительными напитками, мороженым, рыбой. Так, в этом году киоскам запрещено устанавливать холодильники с безалкогольными напитками. Чтобы выполнить условия властей и удовлетворить потребительский спрос, бизнесмены должны встраивать холодильники в торговое помещение. А это требует увеличения площади киоска, что, в свою очередь, является трудновыполнимой задачей из-за бюрократических проволочек.
Или другая ситуация. После того, как бизнесмен вынужденно исключил пиво из своего ассортимента, появились планы запретить продавать ему прохладительные напитки и кондитерские изделия. Причина - при утверждении специализации эти товары не попали в ассортиментный перечень...
На наш взгляд, комплексное решение такого рода проблем простимулировало бы ИП работать "по-белому".
Константин Поздняков, заместитель генерального директора агентства «Малый бизнес Москвы»:
— Безусловно, значимость этого закона недооценить трудно, так как он снижает в определенной степени налоговое бремя на субъекты малого и среднего предпринимательства. Это должно позитивно отразиться на предпринимательском климате Москвы. Нельзя сказать, что снижение будет способствовать полностью решению проблемы ухода индивидуальных предпринимателей в тень, это лишь один из шагов со стороны власти навстречу предпринимательскому сообществу, для установления диалога и взаимодействия. Хотя вопрос - работать в правовом или неправовом поле - не всегда зависит от налоговой ставки. Это вопрос законопослушности предпринимателя.
Отмечу, что на Москве повышение страховых взносов отразилось не так сильно, как других регионах страны – здесь другие условия ведения бизнеса у малого и среднего бизнеса и другая финансовая составляющая. Кроме того, в целом в России далеко не самые высокие ставки по налогам для бизнеса, в большинстве развитых экономик налоговый гнет на предпринимателей гораздо больше.
Замечу также, что работать по "белым" схемам выгодно, поскольку все программы поддержки московского правительства ориентируются на тех, кто работает в "белой" зоне. Например, субсидии. Получить субсидию невозможно, если вы предоставляете финансовой комиссии бизнес-план, по которому ваши сотрудники получают 8 тысяч рублей. Но если предприниматель платит белую зарплату и соответственно налоги, то у него есть целый ряд возможностей - можно получить субсидии до 5 миллионов рублей для погашения стоимости имущества, арендованного по договору лизинга, и на возмещение процентов по кредиту, взятого для модернизации производства. Кроме того, у нас есть Центр госзаказа, который позволяет предпринимателям участвовать в госторгах. Имеется Центр поддержки экспорта, который позволяет предпринимателям диверсифицировать рынки сбыта и целый ряд других возможностей.