Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Евгений Стеблов о Вадиме Юсове: «Мы утратили человека, глазами которого смотрели на этот мир»

Развлечения
Евгений Стеблов о Вадиме Юсове: «Мы утратили человека, глазами которого смотрели на этот мир»
Актер Евгений Стеблов отмечает 50-летие творческой деятельности. А 49 лет назад именно в этот апрельский день, на экраны вышел фильм «Я шагаю по Москве». / Фото: «Вечерняя Москва»

О своей работе с Вадимом Юсовым "Вечерней Москве" рассказал Народный артист России, актер Евгений Стеблов.

- Вы знаете, мы с Вадимом Ивановичем Юсовым работали фактически только на одной картине - «Я шагаю по Москве», но с тех пор, когда встречались, всегда радовались друг другу, как родные люди. Это было какое-то родство душ. Помимо того, что его считали одним из титанов операторской профессии, он еще был человеком уникальной природной мудрости. У него был очень тонкий вкус, и он потрясающе чувствовал артиста в кадре. Никогда не задавал никаких жестких условий актерам на съемочной площадке, что частенько делают другие операторы. Бывает, требуют определенного поворота головы, чтобы свет падал под каким-то углом, и таким образом, ограничивают движение артиста и его пластику. У Юсова никогда этого не было. Мы, актеры, его не замечали, настолько он чувствовал то, как ты работаешь в кадре, и всегда подхватывал твои движения и находки.

Недавно канал «ТВ Центр» делал обо мне программу, она называлась «Большая семья». В эту программу приглашают для участия каких-то близких людей, но герой программы не знает, кого именно - это преподносится в виде сюрприза. И ко мне пригласили Вадима Ивановича Юсова, а я даже не знал, что он придет. Он пришел, и начал рассказывать о съемках фильма «Я шагаю по Москве». Эта картина Георгия Николаевича Данелии стала, конечно, классикой, но он рассказывал такие детали, о которых я уже не помню.

Как пример моей импровизации он привел один фрагмент этого фильма. Там есть сцена пробега под дождем к ЗАГСу. Она снималась на Ленинском проспекте. Это была очень длинная панорама, проложили рельсы и несколько пожарных машин, изображая дождь, поливали улицу. А я подбегал к киоску, и покупал цветы. Я был абсолютно лысый, вернее, мой персонаж. И вдруг я смотрю на свое отражение в стекле киоска и начинаю причесываться, как бы с лысины стряхивать брызги дождя. Я давно забыл об этой сцене, а Вадим Иванович говорит: это была твоя импровизация. Это длилось какое-то мгновение, и другому оператору, чтобы увидеть и принять решение, понадобилось бы несколько минут. А Вадим Иванович как будто предчувствовал какое-то внутреннее движение артиста, и он тут же подхватил его, причем подхватил очень тонко. Он же не знал, что я это сделаю. Но он как будто интуитивно почувствовал, что ты сейчас сделаешь. Он был потрясающий в этом смысле мастер.

Вадим Иванович Юсов – это целая школа операторского искусства, он ведь был завкафедрой во ВГИКе. Очень многие современные операторы - его ученики. Он работал с выдающимися режиссерами, достаточно назвать Георгия Николаевича Данелия, Андрея Тарковского, Сергея Федоровича Бондарчука – все это совершенно разные люди, причем масштабные. И каждый из них шел на какой-то эксперимент. И Вадим Иванович умел услышать режиссера, понять, что он хочет, но при этом никогда не выходил за рамки классического подхода к культуре, понимаете? И вы знаете, он никогда не конфликтовал с режиссерами. Работая с совершенно разыми режиссерами, он всегда имел свою, очень определенную, точку зрения все. Но он умел достигать желаемого результата без конфликтов. В этом, я считаю, сказывалась какая-то его природная культура и воспитанность. Он был, конечно, человеком большой культуры.

И юмор у него был потрясающий, а самоирония какая! Ему было 84 года, мне сейчас 67 лет, то есть он старше меня на 17 лет. Когда мы снимали «Я шагаю по Москве», мне было всего 17 лет, я был на втором курсе Щукинского училища, а ему, значит, было тридцать четыре. Но и тогда, и сейчас мы раз-говаривали на одном языке. Полное взаимопонимание. При этом, ни у меня, ни у кого другого никогда не было и мысли или побуждения к какой-то фамильярности по отношению к нему. Потому что как истинно интеллигентный человек, он всегда сохранял человеческое достоинство, и это опять же на интуитивном уровне не позволяло никому переступать определенную черту и быть с ним запанибрата.

Конечно, это был уникальный человек и художник очень крупный, античного масштабы была личность по своей многогранности, по операторскому мастерству, по какой-то с одной стороны тонкости, с другой стороны мощности изображения. Так что очень тяжело представить, что его больше нет, даже не верится. Мы утратили человека, глазами которого мы воспринимали этот мир. Потому что фильмы, которые он снимал, в том числе и выдающиеся фильмы - это его глаза, его взгляд на этот мир.

ПАМЯТЬ

Георгий Данелия, режиссер:

- Я сегодня всем говорю, что он был лучшим кинооператором на свете. Невероятная потеря, мне очень тяжело говорить... Он был самым настоящим другом.

Александр Сокуров, режиссер:

- Даже не знаю, что сказать… Не знаю… Это такое известие… Ну, всё, больше никого нет! Таких мастеров, как он, больше нет.

Кирилл Разлогов, киновед:

- Вадим Иванович является истинным памятником традиционному операторскому искусству. Его уход именно сейчас, когда цифра окончательно вытеснила пленку, очень символичен. Будучи одним из патриархов операторской работы он одновременно являлся одним из последних борцов за использования пленки. Кроме того, Вадим Юсов был большим ценителем качества изображения, но работаю с разными режиссерами, он всегда старался вбирать их стиль. И, несмотря на то что эпоха и её герои безвозвратно уходят, дело их будет жить.

Евгений Фридлянд, продюсер:

- Я далёк от отечественного кинематографа, вернее от имён и фамилий! Но мимо этого имени пройти было трудно! Какой послужной список! Умер оператор Вадиим Иванович Юсов.... Светлая память!

Григорий Константинопольский, режиссер:

- Да, мне с ним повезло поработать вместе - потрясающий художник, старший товарищ, учитель - веселый... светлый человек. Фантастически работоспособен. Такого уровня профессионализм, что уже не понятно где талант, а где трудолюбие и профессия. До последнего времени досконально разбирался в предмете, которым занимался. Преподавал и вырастил огромное число выдающихся мастеров кино... Это все сухие слова, а он был очень живым и настоящим.. Знаю про него много веселых историй (он их сам с удовольствием рассказывал).. Тяжело на душе... Вадим Иванович в моем сердце навсегда. Светлая память.

Карен Шахназаров, режиссер и сценарист:

- Вадим Юсов – это было лицо отечественного кино. Достойное и неподвластное времени. То, что его не стало, - огромная утрата для нашей культуры, для мира кино. Он внес колоссальный вклад в развитие российского кино, которому он служил всю жизнь. Это был по-настоящему великий оператор, великий художник кино, создавший не только плеяду замечательных картин, но и советскую операторскую школу.

ЕЩЕ ВОСПОМИНАНИЯ О ВАДИМЕ ЮСОВЕ

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.