Бернар Вербер: "Моя следующая книга полностью посвящена России"
В Москву он приезжает уже третий раз. Теперь для того, чтобы лично презентовать первую часть своей трилогии «Третье человечество».
Она затрагивает проблемы будущего человечества. Вербер начинает роман с того, что в озере, затерянном глубоко под антарктическим льдом, экспедиция Чарльза Уэллса обнаруживает скелеты древних существ, рост которых составлял 17 метров. Это не инопланетяне, но люди, чья цивилизация так непохожа на то, что мы знаем о наших предках...
- Вы прогнозируете довольно мрачное будущее человечества. Это на ваш взгляд реальное пессимистическое будущее или один из вариантов возможного сценария?
- Я оптимистично смотрю на вещи. Развитие любого вида закономерно сопровождается жесткими изменениями. Например, динозавры довольно резко превратились в летающих, и это изменило эволюционный процесс.
В книге тоже рассказывается о таком резком изменении человеческого вида – люди уменьшились в размере. А другие напасти: эпидемии, астероиды, цунами, всегда сопровождали историю человечества. Но кто сейчас помнит, что эпидемия «испанки» унесла больше жизней, чем мировая война?
Я не вижу пессимизма в разговоре о катастрофах, которые приводят к изменению. Ведь изменения с рождения происходят с каждым человеком. Он болеет, страдает, растет, влюбляется… Но это не мешает развитию человечества в целом.
В любом случае, у человечества нет гарантии на бессмертие, как и у любого отдельно взятого человека. Пессимистичен ли взгляд на обязательную смерть? Если цивилизация и любой вид развивается, они в итоге возрождаются.
- Существует множество теорий о том, что наша цивилизация далеко не первая на Земле. Например, некоторые ученые говорят, что существует определенная цикличность смены цивилизаций через каждые 10 тысяч лет. Как Вы к этому относитесь?
- Я много читаю о возникновении цивилизаций, но только не тогда, когда пишу. В это время я надеюсь на свое интуитивное видение истории. Мне кажется, что в ней нет обязательных циклов развития. Мы сами выбираем свой путь. И графика здесь существовать не может.
- Как вы считаете, а сейчас человечество совершает глупости?
- (Пауза. Вербер долго думает, потом хмыкает и говорит) Да… для меня главной проблемой является бесконтрольный демографический рост. Любой вид занимается саморегуляцией. А мы продолжаем размножаться, не думая, как сложно в будущем, когда нас станет 10 миллиардов, будет всех обеспечить всем необходимым для жизни: едой, холодильниками, смартфонами – удобствами, к которым мы привыкли. И кто имеет право лишать всего этого часть человечества? А если обеспечивать всех, то ресурсы земли будут быстро исчерпаны, и будущему поколению уже ничего не достанется. У нас должна быть рефлексия планетарного масштаба. Мы должны думать о качестве приема новых граждан Земли. Они все имеют право на любовь, образование, пропитание. У людей должно быть желание к саморегуляции – это гарантия нашего будущего.
- Недавно Китай отказался от программы «одна семья – один ребенок». В первую очередь из-за резкого старения нации.
- Старение не проблема, если медицина предоставляет большие возможности. А считаю, что человек может жить 200 лет. Я был в Китае. Население в городах более пожилое, чем в селе. То есть программа ограничений в селе не работает. И население продолжает расти, что уже скоро будет большой проблемой для соседей. В первую очередь для России.
В своей новой книге я как раз и пишу о проблемах России и Китая. В Европе на этот конфликт пока не обращают никакого внимания. Но проблема существует, как и проблема отношений Китая и Индии. И ключ ее решения – контроль численности населения.
Существует и риск войны, который никак не связан с миграцией между Китаем и Индией или Китаем и Россией. И это тоже проблема, на которую в ближайшее время нужно обратить внимание.
- Давайте вернемся к вашему новому роману. На какую аудиторию он рассчитан в первую очередь?
- Априори для всех. Но я создаю что-то невозможное. И пишу в первую очередь для тех, кого волнует проблема геополитики и нашего будущего. То есть в первую очередь молодежь. И, должен заметить, что мои книги читают больше всего в России и Корее. Я думаю потому, что ваши страны еще совсем недавно вышли из жестких режимов. У вашей молодежи нет ностальгии по прошлому, но присутствует огромное желание строить будущее. Таких людей очень много, для них я и пишу.
Но чтобы построить лучший мир, нужно иметь воображение. А им в первую очередь обладают писатели и фантасты. А политики и экономисты воспроизводят существующие системы. А значит, все их предложения – это бесконечное движение по кругу..
В своих книга я ищу запасные выходы для человечества. И один из них – придумать новый мир. Поэтому, я считаю, что я больше оптимист.
- А кто еще, на ваш взгляд, из писателей занимается этой проблемой?
- Возможно, такие есть. Но я их не знаю. Я не очень много читаю. У меня много времени занимает творчество. Но, возможно, благодаря этому я свободен от чужого мнения.
- А как построен ваш рабочий день?
- С 8 до 12-30 я пишу. Каждый день по десять страниц. Затем обедаю с кем-нибудь из известных ученых, историков, писателей – много общаюсь с другими писателями и специалистами. И это мне заменяет чтение. Затем час гуляю в парке или в лесу. А вечером обязательно пишу небольшой рассказ. За час. Законченную историю. Остальное время – это моя семейная жизнь. И перед сном обязательно смотрю фильм или сериал. Я вообще очень люблю современные сериалы. Там можно найти много творческих идей.
- Вы не первый раз приезжаете в Москву. Она сильно изменилась, на ваш взгляд?
- Сейчас, к сожалению, плохая погода, и я успел увидеть еще немного. Но, несомненно, город модернизировался. Надо заметить, что все современные столицы становятся похожи друг на друга. Одни и те же сети ресторанов, одни торговые бренды. Пожалуй, типичными только для Москвы можно назвать храмы с куполами. А так в Москве такие же марки машин, как и в Париже, одинаковая одежда. Я не выделю француза из толпы в Москве. Да и вы, например, тоже очень похожи на француза.
Это все неплохо. Я даже здесь в Москве не чувствую себя за границей.
- Какой сувенир вы везете из Москвы? Например, Паоло Коэльо увез камушек с Красной Площади. Кто-то коллекционирует матрешек, кто-то – русских женщин…
- Из Москвы я в основном привожу шахматные доски. Так в прошлый приезд я получил подарочную доску, где фигуры были изображены в виде муравьев. Впрочем я не очень привязан к сувенирам и коллекциям, и не могу сказать, что для меня что-то особенно ценное. Гораздо важнее – люди и встречи с ними. А что касается русских женщин, они прекрасны! И это самый удивительный момент для всех французов. Мы просто не понимаем, откуда они берутся в Москве.
- Должен вам заметить, что наши женщины красивы не только в столице.
- Охотно верю.
- Так, может быть, вам стоит последовать примеру Жерара Депардье?
- Вы мне предлагаете поселиться в Москве? (смеется) Я подумаю. Кстати, с Депардье я встречался, и мне он очень симпатичен. У него удивительная харизма.
- А появится ли когда-то в ваших книгах Россия?
- Россия обязательно будет в той книге, которую я только что написал. Там есть русская героиня, и описывается ситуация между Россией и Китаем. Это очень важное место в книге, поскольку большинство нерусских читателей даже не представляют, что происходит на восточной границе России. И я очень хотел об этом рассказать.
Во Франции вторая часть романа выйдет в октябре. А в самолете по дороге в Москву я закончил последнюю часть трилогии. Они полностью посвящена России. Но, к сожалению, ваши читатели смогут ее прочитать только через год.
- И последний вопрос. Что вы пожелаете читателям «Вечерней Москвы» перед днем рождения нашего города?
- Я им желаю хороших праздников. А еще приятного чтения своей книги и плодотворного личного развития. Я убежден, что каждый из нас – результат прошлой истории и любви наших предков. На нас лежит большая ответственность. Я хочу, чтобы каждый эволюционировал. А это будет двигать эволюцию всего человечества. Вива эволюция!
СПРАВКА «ВМ»
Бернар Вербер – французский писатель и философ, автор популярных во всем мире романов «Империи ангелов», «Последний секрет», «Муравьи».
НОВОСТИ ЯРМАРКИ
5 сентября стали известны лауреаты и номинанты VI-го Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги». На конкурс было подано более 120 книг и циклов иллюстраций.
Гран-при «Явление» получил Денис Лотарев за книгу «Северные морские легенды». Как отметили организаторы конкурса, «это выдающаяся работа, достойная такой награды - художник, профессиональный каллиграф, сделал подбор текстов, написал их своим собственным шрифтом». За лучшие иллюстрации к литературе для детей и подростков победителем стал Антон Ломаев, жюри отметило его работы к сказке Шаля Перро «Красная шапочка». А Мария Михальская была награждена за иллюстрации к сказке Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Впервые дипломы вручались в номинации «За особый вклад в искусство книжной иллюстрации, верность эстетическим принципам». Их получили Народные художники РФ Сергей Алимов и Борис Диодоров.
Специальным дипломом жюри "За эстетическое решение особого издания" была награждена книга «Я карандаш с бумагой взял... Дети рисуют С. Михалкова», изданную к столетию мастера.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Арсеньев, гендиректор издательско-полиграфического комплекса «Парето-Принт»:
- По данным Роспечати, в России за первые полгода было выпущено 59 тысяч наименований книг общим тиражом 246 миллионов экземпляров. Производительность только нашей типографии, например, около 5 миллионов копий в месяц. Каждая 9-ая книга в России печатается у нас. Мы уверены, что далеко не все книги со временем перейдут в электронный вид. Часть, преимущественно «одноразовых» книг, – да. Но трудно представить в электроном виде детские, подарочные, кулинарные книги, альбомы по искусству. Все больше издателей заказывают у нас книги с нестандартной или дорогой отделкой – золочение, серебрение, окрас обреза или нанесение на него изображения, подарочные футляры, использование дизайнерских материалов, всевозможные виды тиснения. Такие книги, безусловно, всегда будут выделяться в ряду остальных и в цифровой формат не перейдут никогда.